Что общего у Бэтмана, Моби Дика, Ганнибала Лектера и Суини Тодда? В произведениях про этих ребят встречается одно примечательное вещество родом из пищеварительного тракта кашалотов – амбра (ambergris).
Это дорогая штука. Потому что, во-первых, образуется она только у 1% китов мужского пола, во-вторых, формируется в кишечнике годами. После того, как амбра покидает тело кашалота (одним из двух способов *wink), она может долгое время пробыть в океане, прежде чем её выбросит на берег. Но даже в этом случае в некоторых странах владеть ею незаконно.
Вы хотите знать больше об этом чуде? Тогда прочитайте книжку Kemp, Christopher. Floating Gold: A Natural (and Unnatural) History of Ambergris. До сих пор учёные не знают точно, но предполагают, что амбра образуется в качестве ответной реакции слизистой оболочки кита на роговые клювы проглоченных им кальмаров. Ouch. И непонятно, то ли это продукт нормальной жизнедеятельности, то ли патология.
Но людям плевать на это, поэтому амбра использовалась в классических духах XIX века амбре, которое до сих пор у многих стоит с утра по выходным. И, конечно, её пытаются применять на кухне. Пишут, что по вкусу это концентрированный океанический демиглас. Без привкуса экскрементов или рвоты. Миленько. Этакая устричная эссенция 80-го уровня наверное.
В Китае амбру использовали как специю, в Англии её добавляли в яичницу (так, мол, Карл II делал) и в алкогольные коктейли, в рагу, джемы, десерты и горячий шоколад. Представляю, как кусочек китового выделения с кусочком клюва кальмара медленно растворяется у меня в кружке горячего шоколада, пока я, укутавшись в пледе, читаю перед камином Larousse gastronomique.
#weirdfood