Наверняка вы встречали на товарах надписи типа «не тестировалось на животных» или другие, указывающие на то, что при изготовлении продукта никто не (по)страдал и потребитель может использовать его без угрызений совести. Конечно, такие нюансы важны исключительно для обеспеченных жителей первого мира, у которых есть выбор и которые могут себе позволить переплачивать за такие вещи.
Тем не менее, идея об этичном потреблении появилась очень давно. В XVIII веке в Великобритании началась активная общественная кампания за отмену рабства. На самом острове рабства, конечно, давно не было, а вот в колониях оно процветало. Британские корабли везли рабов, купленных в Африке, в вест-индские колонии (острова Карибского моря, Багамские острова и т.д.) для работы на плантациях сахарного тростника. Затем корабли возвращались в метрополию с грузом сахара. В результате одним из аспектов общественной борьбы за отмену рабства стал бойкот сахара, добытого рабским трудом.
В британских домах, управляемых продвинутыми хозяйками, появились сахарницы с надписями, сообщающими, что здесь едят только сахар из колоний, в которых нет рабов, например, из Индии. Утверждалось, что каждые шесть семей, отказавшиеся от вест-индского сахара, освобождают одного раба. В результате доходы торговцев таким сахаром упали чуть не вдвое.
Наконец, в 1807 году правительство запретило британским кораблям перевозить рабов, а в 1838 рабство было окончательно запрещено на всех территориях, подвластных Великобритании (США в число этих территорий уже давно не входили).
Конечно, были и те, кто использовали искреннее возмущение рабством в своих интересах. Британская Ост-Индская компания продавала свой сахар вдвое дороже, чем стоил вест-индский, а чтобы сердобольные граждане охотнее раскошеливались, в рекламных буклетах приводилась статистика смертности рабов на плантациях. Запрет на перевозку рабов в 1807 году был продиктован в первую очередь политическими соображениями: Британия таким образом перекрыла кислород французским колониям. Тем не менее, результат был получен.