#Витц #Верабезотцовщин
Новая теория атеизма: гипотеза дефектного отца.
В последующем биографическом материале я буду иногда предполагать, что в случае атеистов-мужчин присутствует также атеизм, основанный на Эдиповом комплексе. Сегодня в сообществе психологов общепринято мнение, что, хотя Эдипов комплекс подходит для некоторых случаев, теория далека от универсального объяснения бессознательной мотивации. Таким образом, он не может объяснить психологию атеизма в большинстве случаев. Поэтому необходимо более широкое понимание атеизма, особенно интенсивного. Психология отца должна быть расширена или распространена за пределы специфической логики Эдипова комплекса. Поскольку я не знаю ни одной теоретической основы, кроме Эдиповой, я вынужден сделать набросок чего-то нового. Но на самом деле я разработаю неразработанный тезис самого Фрейда. В своем эссе о Леонардо да Винчи Фрейд отмечается, что «психоанализ, который научил нас тесной связи между комплексом отца и верой в Бога, показал нам, что личностный Бог является логически ничем иным, как возвышенным отцом, и ежедневно демонстрирует нам как молодые люди теряют свою религиозную веру, как только власть отца разрушается».
Это интересное наблюдение не требует никаких предположений о неосознанных сексуальных желаниях в отношении матери или даже предполагаемой универсальной конкурентной ненависти, ориентированной на отца. Вместо этого Фрейд делает простое и легко понятное утверждение, что, когда ребенок или юноша разочарован, или теряют уважение к своему земному отцу, вера в небесного отца становится невозможной. То, что психологическое представление ребенка об отце тесно связано с его пониманием Бога, было предположено Фрейдом и было довольно хорошо развито рядом психологов, особенно психоаналитиков. Другими словами, разочарование атеиста в своем собственном отце и обида на него неосознанно оправдывает свое неприятие Бога.
Напомним, есть много способов, которыми отец может потерять свою власть или серьезно разочаровать своего ребенка: он может отсутствовать из-за смерти или оставления; он может присутствовать, но явно слабый, трусливый и недостойный уважения, даже если он приятен или «хороший»; или он может присутствовать, но физически, сексуально или психологически оскорбительно. Я назову эти предложенные детерминанты атеизма, взятые вместе, «гипотезой дефектного отца». Прежде чем представить доказательства этой гипотезы в жизни выдающихся атеистов, я расширю гипотезу дефектного отца, поместив ее в контекст относительно недавней психологической теории.