Вчерашнее заявление о том, что Институт истории им. Марджани сохранит самостоятельность обрадовало многих. В ряде СМИ это решение поспешили расценить как однозначную победу директора учреждения Рафаэля Хакимова.
Но мы всё-таки не станем спешить с такими выводами. По нашим сведениям, это решение временное, а вопрос реорганизации Института истории всё равно стоит на повестке, так как обусловлен не чьими-то частными амбициями (они вторичны), а стремлением встроить Институт истории в единую академическую систему. Тем более, что за прошедшие годы к деятельности института накопилось много вопросов.
Сторонники Хакимова утверждают, что Институт истории работает активно и плодотворно, имеет устойчивые связи с академическими центрами за рубежом. Выпускает уникальный журнал, проводит научные форумы и т.п.
Но есть и другая оценка, отражающая интересы власти. Согласно ей, деятельность института ведётся не системно, в отрыве от общих задач АН РТ, и в первую очередь определяется частными интересами и пониманием Хакимова. Главная претензия к Хакимову – это его нежелание работать с учётом требований и задач, которые выдвигает государство.
Что касается реорганизации, то этот вопрос принципиален только в одном – институт должен вернуться в лоно АН РТ. Будет ли объединение с Институтом археологии или нет, этот аспект вторичен и зависит в большей степени от поведения самого Хакимова. На данный момент оценка такова: Хакимов отстаивает личные интересы под видом защиты интересов института. При этом в своих действиях нарушает правила игры.
Хакимов – бывший чиновник с многолетним стажем и с советским прошлым. Как бывший партийный работник идеологического фронта и советник Минтимера Шаймиева по политическим вопросам, он прекрасно знает, что апелляция даже бывшего высокопоставленного чиновника к общественности, а тем более к зарубежной, инициирование писем в поддержку и пр. однозначно воспринимается как удар по авторитету власти. Такие действия не забываются. И этого, кстати, очень не любит первый президент Татарстана.
Что касается перспектив Радика Салихова возглавить институт, то они на данный момент оцениваются не очень высоко. Реорганизация Института истории задумывалась не для того, чтобы в итоге поставить ширму, за которой Хакимов продолжит руководить институтом. Салихов сейчас будет выступать в роли председателя похоронной комиссии. Но не следует забывать, что мы живём не в советское время, когда председатель похоронной комиссии наследовал должность усопшего. Мы живём в эпоху эффективных менеджеров, когда руководители приходят со стороны. И в некоторых случаях такое кадровое решение далеко на самое худшее.