Время m-commerce уже наступило?
Россияне привыкают покупать с мобильного экрана, даже быстрее, чем это прогнозировали эксперты. У крупных интернет-ритейлеров m-commerce уже составляет до трети продаж.
В среднем по рынку, по оценке Data Insight, со смартфонов и планшетов сейчас делается около 15% онлайн-покупок. Но у больших компаний, которые хорошо вкладываются в развитие мобильного канала, его доля растет скачкообразно и, нередко, превышает четверть всего оборота.
У ритейлера Lamoda за год (с третьего квартала 2014 по третий квартал 2015 годов) доля заказов с планшетов и смартфонов увеличилась в три раза и достигла 36% (3,9 млрд рублей). KupiVip заявил о росте на 40%, не раскрыв доли в мобильных продаж в общем обороте. Компании "Связной", мобильные покупатели обеспечили в прошлом году 25% выручки (все тот же, скачкообразный рост + 40% за год). В "М.Видео" также доля мобильных продаж увеличилась на 40%, что принесло компании 38% (или 7,8 млрд рублей с НДС) всех интернет-продаж сети.
В OZON доля продаж через мобильный канал достигла 30%, за 11 месяцев рост составил 8%. В "Юлмарте" не рост не оценивали, только сообщили, что в 2015 году 12,8% всего оборота пришлось на мобильный канал. Самую высокую динамику продемонстрировал ритейлер "220 Вольт": в прошлом году процент заказов через мобильные приложения у него вырос почти на 60%. Однако здесь имеет место эффект низкой базы: в общей структуре выручки интернет-магазина доля мобильных продаж составила не более 4,6%.
При этом практически все крупные игроки рынка уверены, что число мобильных покупателей в скором времени, как минимум удвоится. В
JD.com поделились мнением, что через смартфоны и планшеты будет делаться не менее 50% всех онлайн-продаж в российской ecommerce. Китайский ритейлер, выпустивший собственное приложение всего пару месяцев назад, убежден, что уже по итогам первого квартала 2016 года пятая часть покупок на его плохадке будет сделана через мобильный. Более долгосрочный прогноз дают в "Техносиле", полагая, что через 2-3 года больше половины транзакций интернет-магазина будет происходить с мобильных устройств.
Самые осторожные оценки дают в "220 Вольт". Представители этой компании полагают, что покупатели техники и материалов для ремонта еще не скоро откажутся от пристального изучения предложений с десктопов, перестанут изучать большие фотографии товаров, внимательно читать отзывы и другую информацию о продукции, что удобнее делать на больших экранах. А значит, доля покупок с мобильных устройств еще не скоро превысит долю заказов с компьютеров, рассказали в "220 Вольт".
Рост мобильного трафика фиксируют не только большие компании, вложившиеся в разработку собственных приложений. Так, отечественный ритейлер "Обувь России" не стал тратиться на разработку отдельного дорогостоящего приложения. Прагматично подойдя к вопросу, в компании воспользовались готовым серверным решением. В итоге, за год интернет-магазин Westfalika зафикисровал 7%-ый рост мобильного трафика. Сейчас почти треть всех покупателей изучает предложения ритейлера через свои смартфоны и планшеты, даже несмотря на обязательное требование ручной регистрации для запуска приложения на мобильном устройстве. Впрочем, долю продаж через этот канал в компании пока не раскрывают.