Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 June 06
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Организаторы ПМЭФ @roscongress  привели первые цифры по количеству подписанных на форуме соглашений.

Команда НОП, которая работала на ПМЭФ все дни, провела свой подсчёт подписанных соглашений и наши цифры отличаются от данных коллег.

По самым скромным подсчётам, в рамках ПМЭФ подписано минимум 120 соглашений в сфере образования и науки, что вводит нашу сферу в TOP-3 лидеров ПМЭФ по данному критерию.

Очевидно, что Форум уже стал мощным драйвером сетевого взаимодействия для наших коллег по всей стране.

Среди лидеров по количеству подписанных на ПМЭФ соглашений в сфере образования и науки:

Минобрнауки РФ
Минпросвещения РФ
АНО "Россия - страна возможностей"
Росмолодёжь
Российская академия наук
СБЕР
ВЭБ.РФ
ГК "Просвещение"
РАНХиГС
НИУ ВШЭ
МГУ
Большая перемена
Кружковое движение НТИ,
а также более 20 регионов РФ.

Часть соглашений были подписаны на ПМЭФ по инициативе и при непосредственном участии НОП
@scienpolicy

https://t.me/roscongress/4344
источник
Научно-образовательная политика
Проекты социального воздействия - новая форма социальной работы, которая реализуется в стране по инициативе госкорпорации развития ВЭБ.РФ. О проектах ГЧП - соглашениях между государством и бизнесом, который финансирует какую-либо социальную инициативу, шла речь в открытом разговоре ПМЭФ с Светланой Ячевской, заместителем председателя ВЭБ.РФ и Михаилом Алашкевичем, управляющим директором Блока агента Правительства ВЭБ.РФВЭБ.РФ и Михаилом Алашкевичем, управляющим директором Блока агента Правительства ВЭБ.РФ и Евгением Сжёновым @szhenov.@szhenov.

Коллеги рассказали о стартовавших и предстоящих проектах. В частности, обсудили уникальный конгломерат школ, созданных в Якутии.

Кроме этого, поговорили о программе университетских кампусов - эта тема в последнее время занимает заметное место в повестке вице-премьера Чернышенко, министра Фалькова, ВЭБ.РФ, губернаторов и ректоров вузов многих регионов.

И Светлана Ячевская и Михаил Алашкевич акцентировали внимание, что в ряде регионов точно появятся кампусы не хуже лучших мировых образцов, но для этого принципиально важна активная позиция первого лица региона.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня Пушкинский день в России и накануне праздника Вячеслав Никонов, председатель правления фонда «Русский мир», глава комитета Госдумы РФ по образованию и науке, представил свою новую книгу «Пушкин. Болдинские осени».

Пушкинский день в России, отмечаемый 6 июня, – ещё и День русского языка, а это основная сфера деятельности фонда «Русский мир».
Мы поздравляем Вячеслава Алексеевича с презентацией замечательного, актуального труда, а также с прошедшим днем рождения. И с нетерпением ждем его следующей книги, которая готовится к изданию – «1612 год: как Нижний Новгород Россию спасал».

Примечательно, что три недели назад Вячеслав Алексеевич принял участие в нашем форуме «Молодёжь и наука», который прошел именно в Нижнем Новгороде.
источник
Научно-образовательная политика
Телега языка

Спустя полторы недели после Дня славянской письменности и культуры, который призван, сплетая общность исторического социокультурного мира, быть проводником для современного русского мира, отмечается День русского языка – Пушкинский день России. Сегодня 222 года со дня рождения Поэта и этот социокультурный праздник – событие национального, суверенного масштаба.

Александр Сергеевич подарил нам образ Вещего Олега, грозное обращение клеветникам России, россыпь сказок и духовное послание потомкам в самой мятежной повести русской литературы. «Он победил время и пространство» – отметила Анна Ахматова, а спустя еще 60 лет мы можем сказать, что он – вне времени и пространства. Хотя за величием авторского наследия, давно ставшего частью культурного кода русской души, скрывается главный вклад поэта России – языковая реформа, которая создала современный русский литературный язык.

Пушкин, вопреки критике консерваторов и новаторов, синтезирует в своих произведениях связку языковых стихий – церковнославянской, европейской и русской национально-бытовой, открывая в литературе место народной словесности, закрепляя «принцип культурно-бытового подобия и принцип национального соответствия в формах выражения» (В. В. Виноградов). Синтезируя народность и традиции дворянско-аристократического языка, он создает общенациональный язык, который теперь представляет российский суверенитет. А сама фигура поэта, благодаря арапу Петра Великого лишенная черт народов России, становится той пометой культурного кода, которую можно продвигать в современном мире, если правильно оценить весь масштаб и силу образа Пушкина.  

Русский язык необходимо сохранять как часть суверенитета. Но язык – это не граница, здесь не может быть собак и заборов по периметру, и даже, казалось бы, застывшие нормы меняются, развиваясь и не костенея под охранными мерами. Пока лексика и стилистика берут новое, идут в ногу со временем и впитывают современный контекст, язык живет; история славянского мира знает случаи, когда языковые носители оставались, а их родной язык вымирал, как это было с полабским или словинским языками.

Русский язык в мире, где главным рынком становится интеллект, достоин популяризации и внимания всего мирового сообщества, может быть ведущей мягкой силой. Именно это должно быть нашей языковой повесткой, а не борьба с тем, что само исчезнет со временем из лексики, став архаизмом или вовсе забывшись навсегда. Наш язык должен быть не кирпичом русском мира, который случайно падает на голову, а мостом, который соединяет берега и открывает пространства, как это делал Пушкин в своих произведениях. Поэтому Александр Сергеевич до сих пор на корабле современности вне времени и пространства, но на острие современной повестки.
источник
Научно-образовательная политика
@szhenov для @youthpolicy и @scienpolicy

С Екатериной Драгуновой, Председателем Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, мы не просто старые, а старинные друзья.

Именно Катя в далеком 2007 году сподвигла меня делать в РУДН школу подготовки кандидатов в депутаты от "Единой России" (почти все победители выборов 2007 года прошли через нас) и написать pr-методичку (за что был премирован лично Юрием Лужковым).

В дружеской атмосфере прошел и наш разговор о том, как нужно работать с молодёжью сегодня.
Катю без иронии можно смело назвать классиком молодёжной политики - она уже лет 15 точно в самом её центре.

Сошлись во мнении, что никакое назидание, "начальственный пафос" и "принудительный патриотизм" с молодёжью не работают и вредны. Только искренний диалог на равных, доверие и коммуникационная открытость - вот залог успеха.

Договорились чаще встречаться, в т.ч. на московских площадках и проектах по линии НОП.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
2021 June 07
Научно-образовательная политика
ПМЭФ-2021: президент о науке и молодежи

Владимир Путин принял участие в пленарном заседании XXIV Петербургского международного экономического форума.

Наша страна располагает сразу четырьмя собственными вакцинами, причём достижения наших учёных широко признаны в мире.

Хочу особо подчеркнуть: мы не только создали уникальные технологии и быстро наладили выпуск вакцин в России, но и помогаем нашим зарубежным партнёрам разворачивать такое производство на своих площадках. Пока, кроме России, этого никто ещё не делает.

Такие вызовы, как относительно высокий процент безработицы среди молодёжи, напряжение на отдельных региональных рынках труда, спровоцированы не только последствиями эпидемии. Мы не склонны всё здесь сваливать на эпидемию, мы понимаем, что эти проблемы носят и системный характер, связаны с нерешёнными структурными проблемами нашей экономики.

В масштабах всей страны поручаю уже в ближайшее время запустить постоянно действующую программу поддержки молодёжной занятости, включая меры содействия молодёжному предпринимательству.

Национальная система с привлечением потенциала нашей науки в России уже выстраивается. Мы создаём здесь сеть так называемых карбоновых полигонов, где отрабатывается контроль эмиссии и поглощения углекислого газа в режиме реального времени, производится оценка состояния природных систем, качества водных ресурсов и других параметров.

Ещё одна важная задача, она касается взаимного признания учёта эмиссии и поглощения парникового газа. Для этого нужна прозрачная система климатической статистики, взаимопонимания между государствами и, конечно, совместные научные исследования. Для такого сотрудничества мы также открыты.

Россия будет создавать все возможности для такого общения [на крупных форумах], для обмена опытом, для демонстрации самых передовых достижений науки и технологий.

Речь идёт о сквозном технологическом обновлении всей экономики и всей инфраструктуры.

Мировая история показывает: перезапуск экономики после серьёзных потрясений всегда был связан с наращиванием инвестиций в инфраструктуру, территориальное развитие, в разработку новых технологий и подготовку кадров.

Значимость природного потенциала России для обеспечения климатической устойчивости планеты в целом огромная, колоссальная просто. И конечно, в силу своих естественных природных преимуществ Россия может занять особое место на глобальном рынке углеродных единиц. Для этого необходимо нарастить эффективность использования лесов и земель, повысить их поглотительную способность, а именно: наращивать площади лесовосстановления, бороться с лесными пожарами, расширять территории нетронутой природы, заповедники и национальные парки – собственно говоря, мы это делаем и намерены делать в будущем, – внедрять новые, восстанавливающие почву агротехнологии.

Причём здесь мы можем добиться сразу тройного эффекта. Во-первых, вложив средства в технологии, в защиту лесного хозяйства, в облагораживание земель, мы повысим экологическое благополучие наших граждан, городов, территорий, где люди живут. Во-вторых, создадим рабочие места в новой высокотехнологичной индустрии утилизации парниковых газов. И, в-третьих, обеспечим собственный дополнительный фактор конкурентоспособности наших экспортёров на внешних рынках.

Пандемия, безусловно, подтолкнула высокотехнологичные и перспективные виды производства и то, что определяет и будет определять прогресс в ближайшее время, имею в виду искусственный интеллект, информационные технологии и так далее.

Мы осознали роль, значение науки, высоких технологий и объединения усилий в преодолении общих кризисов. Мы поняли, что, только объединяя усилия, мы можем добиваться нужных нам результатов.

Полная стенограмма: http://kremlin.ru/events/president/news/65746
источник
Научно-образовательная политика
Медиакоммуникации на уровне

28 мая в Москве подведены итоги международного конкурса для специалистов по связям с общественностью «Пресс-служба года – 2020». Серия интервью с деканами и ректором Донского государственного технического университета (https://t.me/dstu_live) отмечена бронзовой наградой в номинации «Лучший студенческий PR-проект».

«Рил ток, деканы!?» – это совместный проект информационной службы и факультета «Медиакоммуникации и мультимедийные технологии». Он направлен на выстраивание коммуникации с абитуриентами, их знакомство с факультетами, деканами и ректором вуза. В ходе интервью герои цикла раскрываются как профессионалы и личности.

Таким образом, они становятся ближе к выпускникам школ, что не только снижает уровень стресса при поступлении, но и позволяет увидеть положительный пример.

В рамках проекта вышло 25 интервью с деканами и ректором ДГТУ, совокупное количество просмотров - свыше 140 тысяч. Шоу отличается непринужденной атмосферой: творческие уникальные задания, подготовленные для каждого героя отдельно, увеличивают интерес аудитории к проекту и вузу в целом. Любопытен проект и тем, что студенты задавали в прямом эфире дополнительные вопросы деканам и ректору: например, об их увлечениях, стремлениях и любимом кино.
Героем заключительного выпуска выступил Бесарион Месхи – ректор Донского государственного технического университета.

Бесарион Месхи, ректор ДГТУ специально для НОП:

«Соцсети – это удобный и эффективный канал привлечения абитуриентов в вузы, общения со студентами. Современные школьники не будут подолгу изучать новости, поэтому мы захотели интересным и информативным способом познакомить молодых людей с деканами, их факультетами, рассказать о студенческой жизни и поделиться образовательным контентом. Совместными усилиями сотрудников информационной службы и медиафакультета мы сделали действительно яркий и востребованный проект как для абитуриентов, так и студентов».

Посмотреть выпуски можно в альбоме официальной группы ДГТУ в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/videos-9346281?section=album_12.
источник
Научно-образовательная политика
На ПМЭФ в рамках "Ректорского часа" состоялся разговор врио ректора МАДИ @madi_university Андрея Келлера, проректора ДВФУ, лидера Кружкового движения НТИ Дмитрия Земцова @zemtsov_tg
и научного руководителя экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика" Евгения Сжёнова @szhenov.

Говорили главным образом об ожиданиях от проекта "Приоритет 2030" и как столь разные вузы, как ДВФУ и МАДИ, могут схожим образом стать центрами своих профильных консорциумов.

Но у ДВФУ это геостратегическая и геополитическая линия, а у МАДИ – отраслевая.
Участники разговора сошлись во мнении, что до подачи заявок вузами (на П2030), хорошо бы распаковать их полностью и частично на вузовской стратсесии, какой обещает стать Университетский трек "Архипелага 2121" в Великом Новгороде в августе.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ: равенство и строгость

Премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами (07.06.2021):

«По инициативе Президента этот год объявлен Годом науки и технологий. В нашей стране – 10 научно-образовательных центров мирового уровня. Они работают в 20 регионах страны. На их поддержку в федеральном бюджете на текущий год мы предусмотрели свыше 1 млрд рублей.

За счёт них каждому научно-образовательному центру предоставим грант – по 128 млн рублей. Использовать эти средства можно будет на развитие инфраструктуры, закупку современного оборудования для исследований и проектов, а также на организацию стажировок для сотрудников, внедрение новых программ обучения.

Уже сейчас центры ведут передовые разработки в самых перспективных сферах. Это, среди прочего, умные сервисы, беспилотники, переработка промышленных отходов в удобрения, технологии на основе искусственного интеллекта, а также создание инновационных медицинских изделий. Уверен, что российские учёные способны добиться серьёзных успехов и обеспечить лидерство нашей страны в науке».


Комментарий НОП: Все НОЦ получат равный объём поддержки. Такова была позиция Валерия Фалькова и Минобрнауки, озвученная на заседании Совета НОЦ мирового уровня.

Основной причиной стала заморозка многих процессов на фоне пандемии коронавируса. Поэтому у второй пятерки центров не было объективной возможности проявить свой потенциал. Аналогично смазалась и картина по первым пяти НОЦ.

Напомним, что сейчас в полном разгаре «третий тайм» «битвы за НОЦ». Конкуренция среди претендентов крайне острая.

Вместе с тем, набор центров будет подвергаться ежегодной ротации - следовательно, послабление в этом году означает еще более строгий подход к оценке результативности НОЦ в следующем.

http://government.ru/news/42427/
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Александр Колсанов, ректор СамГМУ, о молодёжной политике университета для НОП:

Поддержка научно-ориентированной молодежи - студентов, ординаторов, аспирантов, преподавателей и врачей СамГМУ, всегда занимала важное место в работе университета. Но в последние годы она приобрела особую значимость, став одним из главных векторов развития вуза.

Для всесторонней работы с молодежью в СамГМУ создали управление молодежной научно-образовательной политики под руководством к.м.н., доцента кафедры общей гигиены Артема Сергеева.

Работа ведется с молодыми людьми до 35 лет. Это и школьники, которые занимаются в Центре молодежного инновационного творчества «IT-медицина», и молодые инноваторы, предприниматели, создающие и развивающие свои проекты в Стартап-центре. И, конечно, студенты, ординаторы, аспиранты, молодые врачи и преподаватели.

Формирование будущего ученого начинается со школьной скамьи: в ЦМИТе занимаются школьники со всего региона. Здесь дети получают первые научные знания об окружающем мире, строении тела человека, процессах, происходящих в нем, а также занимаются робототехникой и пробуют себя в цифровых и IT-технологиях. С профориентационными лекциями сотрудники Центра и студенты-активисты выезжают в учебные заведения, рассказывая о СамГМУ.

Ведущие ученые университета проводят бесплатные «Нескучные научные» лектории на городских площадках на самые острые и волнующие темы в сфере медицины и IT.

СамГМУ инициировал конкурс «Базовые и опорные школа СамГМУ» на выявление школ, с которыми университет будет более плотно сотрудничать в подготовке будущих абитуриентов.

Начиная с первого курса, студенты попадают в особенную среду: на каждой кафедре вуза работает свой студенческий научный кружок, где проводятся исследования по основным научным тематикам под руководством более опытных молодых и ведущих ученых.

Исследования продолжаются и на ступени ординатуры и аспирантуры.
Для формирования научных и исследовательских компетенций студенты и молодые ученые регулярно участвуют в мероприятиях, которые проводят Студенческое научное общество и Совет молодых ученых – организации, курируемые отделом по развитию научно-исследовательской деятельности.

Для молодежи проводятся проектные и научно-образовательные школы, лектории и мастер-классы, подготовка к зарубежным исследованиям и совместным разработкам. Ведется межвузовское и международное сотрудничество как с медицинскими, так и другими университетами России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Оттачивание мануальных навыков происходит на предметных научно-практических олимпиадах, ставших особенно популярными в последние годы. На базе СамГМУ ежегодно проводится множество конференций, форумов и симпозиумов всероссийского и мирового уровней, в которых регулярно участвуют молодые ученые.

Многие исследования превращаются в проект, реализовать который можно, получив грант. В этом молодому ученому помогает Стартап-центр, миссия которого заключается в развитии экосистемы инновационного предпринимательства в СамГМУ с проектами полного цикла — от идеи до коммерциализации.

Стартап-центр проводит мероприятия, которые помогают студентам и молодым ученым оформить свою идею в проект. Оформленные проекты могут претендовать на финансирование и представление экспертам федерального уровня.


Артем Сергеев, руководитель управления молодежной научно-образовательной политики, к.м.н., доцент кафедры общей гигиены для НОП:

Для человека любого возраста, решившего заниматься наукой, проектной и исследовательской деятельностью, в СамГМУ создано единое молодежное научно-образовательное пространство, в котором формируются компетенции и навыки, расширяются границы привычных пониманий о науке.

Это пространство предоставляет лаборатории и технопарки, знакомит с новыми интересными, высокопрофессиональными людьми и дарит новые, действительно безграничные возможности для самосовершенствования и реализации самых смелых идей и проектов.
источник
Научно-образовательная политика
НОЦ-поддержка

На поддержку НОЦ мирового уровня в 2021 году будет направлено более 1,2 млрд рублей. Перечень получателей грантов (каждый – более 127 млн руб.) своим распоряжением утвердил премьер-министр Михаил Мишустин.

Гранты получат 10 участников центров – «точки финансовой сборки» НОЦ. Это Тюменский, Кемеровский и Белгородский госуниверситеты, САФУ и УрФЦУ, Пермский федеральный исследовательский центр, Центр содействия научно-образовательной деятельности Нижегородского НОЦ, АНО «Институт регионального развития», Управляющая компания НОЦ Республики Башкортостан, АНО «ТулаТЕХ».

Всего участники всех десяти научно-образовательных центров мирового уровня объединяют 20 регионов.

Список получателей был определён советом, который возглавляют вице-премьер Дмитрий Чернышенко и помощник Президента России Андрей Фурсенко. Гранты предоставляются по результатам деятельности этих центров в 2020 году.

http://government.ru/news/42429/
источник
Научно-образовательная политика
источник