Воспитание через понимание
Образовательная система не только дает знания, но также выполняет важнейшую роль в развитии и социализации детей и молодежи. Дополнительный стимул этой теме придало активное участие школьников и студентов в протестах последних недель.
Эти вопросы активно обсуждались
в диалоге министра науки и высшего образования Валерия Фалькова со студенческими СМИ, а
руководителя Росмолодежи Александром Бугаевым с экспертами и общественностью. Ключевая идея обоих – с молодежью надо вести диалог, открытый и на равных.
На системном уровне границы допустимой протестности и фокус воспитательной работы были определены президентом Владимиром Путиным. В начале,
в диалоге со студентами, затем –
в общении с лауреатами конкурса «Учитель года».
О точечной и индивидуальной работе с детьми сказал Иван Хеорхе:
«Воспитательная работа – это работа напрямую с душой ребёнка. Её нельзя формализировать. Не существует какого-то универсального шаблона. И здесь очень важна личность учителя, его личный пример. Только тогда мы сможем формировать действительно истинных патриотов, граждан, формировать необходимые нравственные ценности у учащихся, ведь это очень важно».
В целом президент поддержал эту позицию:
«Конечно, существуют, наверняка Вы это знаете лучше, чем я, общие какие-то правила, общие законы и в этом деле, и в этой сфере деятельности, но шаблоны здесь абсолютно недопустимы. С помощью шаблонов нельзя добиться успехов в такой тонкой деятельности, как воспитание человека».
Эта работа получила свое воплощение в идее о проведении
масштабного конкурса на должности советников директоров школ по воспитанию.
Тут важно почувствовать тонкую грань – «завуч-воспитатель» и его команда должны работать скорее как психологи и наставники, ни в коем случая не становясь парторгами.
Вместе с тем одной из ключевых идеологем российской идентичности и национальной идеи становится следующая формула: «личный успех через коллективные усилия». Это достаточно дихотомичная формулировка ярко себя проявляет именно в работе с молодежью – где желание громко заявить о себе соседствует с не меньшей потребностью «принадлежать чему-то большему, чем я».
Цель воспитательной и патриотической работу как раз в этом – дать альтернативу открытому уличному бунту, при этом сделав ее привлекательной для молодых людей.
Ситуация намного более сложная, чем простое столкновение государства и оппозиции. В соцсетях идентичность человека, тем более молодого, становится «мерцающей» и «гибкой». Молодежь часто «ловит волну», запущенную совсем не ею и не в ее интересах. Государству нужно отказываться от высокомерного пренебрежения всем «молодежным» - слэнгом, музыкой, книгами, героями и кумирами, форматами.
Данную особенность предлагается учесть в процессе создания «завучей по воспитательной работе». Ирина Плещева (исполнительный директор Российского движения школьников, которое будет администрировать это начинание) абсолютно справедливо отметила:
«Воспитатель должен знать, чем живут современные дети. Нужно знать язык и мемы, смотреть стримы и фильмы, которые они смотрят, музыку, которую слушают, вести социальные сети, разбираться в игровых приставках и компьютерных играх».
Президент, например, открыто поддержал предложение снимать фильмы про учителей (и наставников). Добавим от себя – в список необходимо добавить ученых. Действительно, сейчас в сегменте отечественного кино доминируют военные и спортсмены. И киноиндустрия однозначно является одним из главных средств в «битве за умы и сердца молодежи».
Более примечательно, что из уст главы государства поступила следующая мысль: геймифицировать конкурс «Учитель года» и сделать из него некую смесь состязания и реалити-шоу.
Говорить с молодежью нужно на ее языке. Поскольку именно сложное пространство соцсетей, форматов контента, мемов, книг, музыки, способов самовыражения, моды – формирует самосознание молодежи. И школа либо университет здесь отнюдь не на первых местах по важности.
Самое главное, что ценит молодежь – это искренность и честность. Именно эти качества должны стать максимами в воспитательной работе.