Size: a a a

Научно-образовательная политика

2021 February 02
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Фото: пресс-служба РАН, Научная Россия.

Мнение НОП может не совпадать с мнением Президиума РАН.
источник
2021 February 03
Научно-образовательная политика
Валерий Фальков, Министр науки и высшего образования РФ встретился с Романом Ротенбергом, первым вице-президентом Федерации хоккея России, главой штаба национальной сборной России. Обсудили  вопросы развития молодежного спорта и меры поддержки Студенческой хоккейной лиги.

Валерий Фальков:

Спорт, наука и высшее образование немыслимы друг без друга, они формируют характер и позволяют проявлять его лучшие черты. К хоккею в нашей стране особое отношение, это наша национальная гордость. В год 75-летия отечественного хоккея мы продолжим работу по развитию спортивных клубов в вузах и поддержке студенческой хоккейной лиги.

Роман Ротенберг:

Развитие студенческого хоккея – очень важное направление. Наша задача – чтобы в каждом вузе была хоккейная коробка, общее расписание, чтобы студентам не приходилось выбирать между спортом и учебой. Люди должны развиваться гармонично: хорошо учиться и заниматься спортом. У нас есть дополнительные программы, направленные на совмещение спорта и учебы.
источник
Научно-образовательная политика
sciedu@criptext.com (резервная - sciedu@protonmail.com) и @SciEdu_bot
источник
Научно-образовательная политика
Дмитрий Глушко, первый замминистра просвещения РФ:

«На сегодняшний день в социальных сетях большое количество педагогов ведут свои социальные страницы: жизни, о профессии, хотят быть интересными своим ученикам и понятными для родителей и общества. Поэтому это абсолютно добровольная история, мы можем лишь только приветствовать творчество».

Учителей и педагогов в Telegram всё больше, а персонально руководителей школ и вузов - пока мало.

10 лет назад в ректорской среде хорошим тоном было сказать что вуз не планирует никакой цифровой трансформации, а онлайн-курсы - это Зло.

Сегодня эти же коллеги (буквально) в каждом интервью подчёркивают своё цифровое лидерство и важность смешанного формата обучения.

Самые продвинутые уже поняли, что свой канал и живая дискуссия в Telegram - это возможность прямого ежедневного диалога со своими руководителями и кураторами.

В Телеграме, как в бане - генералов нет.

Дискуссия о научно - образовательной политике тут - это всегда «селектор» с участием первых лиц сферы.

Telegram, если уметь в нём работать, в этой части гораздо эффективнее чем другие соцсети и СМИ (включая даже большие информагенства).
источник
Научно-образовательная политика
​​​​🎯Молодежная политика: университеты как центры силы

28 января состоялся открытый разговор Александра Бугаева, руководителя «Росмолодежи», Ларисы Пастуховой, координатора Всероссийского конкурса «Моя страна – моя Россия», проректора РГГУ, и Евгения Сжёнова, научного руководителя Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика». @scienpolicy
Спикеры обсудили наиболее актуальные молодежные темы, закон о молодёжной политики и место университетов в стратегии её развития.

«Региональные университеты являются центрами силы в регионе, притяжением интеллигенции, притяжением интеллектуальных кадров и молодёжной политики. Поэтому молодёжная политика реализуется комплексно. У нас есть молодые ученые, молодые врачи, молодые учителя, молодые работники сельского хозяйства, молодые военные… И каждая отрасль должна отвечать за развитие молодёжной политики. Должен быть комплексный подход и, на мой взгляд, опорными точками вполне должны и могут, и являются, и должны стать университеты», – Александр Бугаев, руководитель Федерального агенства по делам молодёжи «Росмолодёжь»

«Я подключился как раз из регионального университета из Нижегородского Государственного университета им. Лобачевского. Сегодня мы с коллегами, с руководством университета, с руководством области, с теми, кто курирует молодёжную политику, науку и образование, как раз говорили об этом. Как быть и что необходимо делать, чтобы молодёжь естественным путём видела заботу государства в развитии молодёжной политики», – Евгений Сжёнов,  научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

Смотрите полностью по ссылке.
источник
Научно-образовательная политика
В эти минуты проходит подписание соглашения между Минобрнауки России и «Деловой Россией».

Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков:
Это взаимная инициатива министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», объединение усилий.
Мне представляется важным в Год науки и технологий зафиксировать единство целей и задач.

Председатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик:
Это такая и перезагрузка отношений, и укрепление сформированного отношений. Хотел бы поблагодарить не только Валерия Николаевича, но и всех сотрудников министерства.

Трансляция.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Коллеги из Научно-Образовательная политика : «В телеграмм, как в бане - Генералов нет».
Это точно!

https://t.me/scienpolicy/14737

Дмитрий Глушко, первый замминистра просвещения РФ:

«На сегодняшний день в социальных сетях большое количество педагогов ведут свои социальные страницы: жизни, о профессии, хотят быть интересными своим ученикам и понятными для родителей и общества. Поэтому это абсолютно добровольная история, мы можем лишь только приветствовать творчество».

Учителей и педагогов в Telegram всё больше, а персонально руководителей школ и вузов - пока мало.

10 лет назад в ректорской среде хорошим тоном было сказать что вуз не планирует никакой цифровой трансформации, а онлайн-курсы - это Зло.

Сегодня эти же коллеги (буквально) в каждом интервью подчёркивают своё цифровое лидерство и важность смешанного формата обучения.

Самые продвинутые уже поняли, что свой канал и живая дискуссия в Telegram - это возможность прямого ежедневного диалога со своими руководителями и кураторами.

В Телеграме, как в бане - генералов нет.

Дискуссия о научно - образовательной политике тут - это всегда «селектор» с участием первых лиц сферы.

Telegram, если уметь в нём работать, в этой части гораздо эффективнее чем другие соцсети и СМИ (включая даже большие информагенства).
Telegram
Научно-образовательная политика
Дмитрий Глушко, первый замминистра просвещения РФ:

«На сегодняшний день в социальных сетях большое количество педагогов ведут свои социальные страницы: жизни, о профессии, хотят быть интересными своим ученикам и понятными для родителей и общества. Поэтому это абсолютно добровольная история, мы можем лишь только приветствовать творчество».

Учителей и педагогов в Telegram всё больше, а персонально руководителей школ и вузов - пока мало.

10 лет назад в ректорской среде хорошим тоном было сказать что вуз не планирует никакой цифровой трансформации, а онлайн-курсы - это Зло.

Сегодня эти же коллеги (буквально) в каждом интервью подчёркивают своё цифровое лидерство и важность смешанного формата обучения.

Самые продвинутые уже поняли, что свой канал и живая дискуссия в Telegram - это возможность прямого ежедневного диалога со своими руководителями и кураторами.

В Телеграме, как в бане - генералов нет.

Дискуссия о научно - образовательной политике тут - это всегда «селектор» с участием первых лиц сферы.

Telegram…
источник
Научно-образовательная политика
Арктика начинается в Питере

В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) побывала с визитом делегация Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (САФУ). Во время встречи ректор СПбПУ Андрей Рудской и ректор САФУ Елена Кудряшова подписали Соглашение об участии СПбПУ в работе Научно-образовательного центра мирового уровня «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования». Напомним, что этот НОЦ был в числе второй пятерки победителей в рамках отбора по нацпроекту «Наука»

Андрей Рудской, ректор СПбПУ, специально для НОП: «Мы должны объединить наши и ваши компетенции для работы с промышленностью. Наука должна быть практико-ориентированной, заточенной на решение региональных проблем, и чтобы итогом этой деятельности был готовый продукт».

Обсуждение перспектив сотрудничества и совместных проектов в рамках НОЦ «Российская Арктика» стали главной темой во время посещения гостями лабораторий, образовательных и исследовательских центров Политеха, знакомства с разработками ученых-политехников. Они побывали в Лаборатории лёгких материалов и конструкций, Научно-образовательном центре промышленной робототехники «Kawasaki-Политех», Суперкомпьютерном центре «Политехнический», Центре открытого образования, Телестудии СПбПУ.

Состоялись рабочие совещания по совместной реализации проектов между Научно-образовательным центром «Газпромнефть-Политех» и Высшей школой энергетики нефти и газа (САФУ); по организации совместных исследований в области физики и технологий материалов.

В силу географических особенностей Санкт-Петербург давно включен в «арктическую повестку», в том числе по международной линии сотрудничества. Одна из российских академических столиц «пестрит» экспертами по «северу».

Политех интенсивно создает канву перекрестных связей различной специализации. Арктика - новый востребованный вектор, который эффективно впишется в «консорциумную сеть» СПбПУ. Стоит напомнить, что Питерский политех уже давно и очень активно участвует в работе НОЦ «Инженерия будущего» (точка сборки - Самарская область). Этот центр также получил статус мирового уровня в рамках второй волны отбора НОЦ.

Таким образом, СПбПУ будет, в том числе, выступать как важный элемент сети новых форматов научно-образовательных коллабораций, которые выстраиваются в рамках научно-технологического прорыва.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Павел Щедровицкий,
Магистр образования Гарварда,
Автор канала ПРО Образование @probrazovanie, для Научно-образовательной политики
@scienpolicy:
@probrazovanie, для Научно-образовательной политики
@scienpolicy:

⚡️Запущен новый агрегатор университетских рэнкингов – Rankometer.

Проект реализован сингапурской компанией AppliedHE и агрегирует данные признанных в мире World University Rankings от QS 🇬🇧, Times Higher Education 🇬🇧, Shanghai Rankings 🇨🇳, Leiden University’s CWTS 🇳🇱 и Webometrics 🇪🇸

Несмотря на отсутствие в источниках данных чисто американских глобальных рейтингов (как например US News Global Universities), именно 🇺🇸 колледжи и университеты плотно оккупировали топ-20 заняв 16 мест (оставшиеся четыре строчки заняли 🇬🇧 университеты). При этом первые три строчки заняли Stanford, Harvard и MIT.

Лучшие из неамериканских и небританских университетов в нём это ETH Zurich 🇨🇭 на 23 строчке, University of Toronto 🇨🇦 – 24, Tsinghua University 🇨🇳 – 26 и National University of Singapore 🇸🇬 – 31.

Лучший российский университет – МГУ 🇷🇺, занимает 260 строчку.

Подробнее про рейтинги и рэнкинги читайте здесь.

Ссылка на агрегатор https://appliedhe.com/rankometer/

Stay tuned! 👨🏻‍🏫 #пашагарвард
источник
Научно-образовательная политика
О сроках и протестах

Спираль насилия продолжает закручиваться. Протестующие радикализировались с 23 на 31 января. Силовики ответили на этот вызов, что было ожидаемо. Этот факт нужно учитывать всем тем, кто собирается и дальше выходить на несанкционированные акции.

У власти есть два пути – продолжать жестко реагировать на «прогулки». Второй – более тонкий. Он заключается в том, чтобы разрешить два-три протестных митинга и посчитать количество тех, кто в достаточно степени активен.

Массовых протестов 2 февраля не получилось. Также у протестующих не вышло по-белорусски бегать через дворы. Дмитровский переулок стал ловушкой. В Санкт-Петербурге с дворами дела обстоят получше. Но нужно понимать, что местные силовики столь же хорошо знают все ходы, как и протестующие.

«Партия Навального» сознательно уже четвертый раз выводит людей на улицы (с учетом Внуково). Протестный потенциал все больше истощается. Есть ощущение, что Навальный и Кремль (а равно и «башни») играют «в стеночку». Вся тактика Навального (а о стратегии в его случае говорить не приходится) строится на «улице».

Итог – условный срок Навальному заменили на реальный. Он прекрасно осознавал серьезные шансы на подобный исход, возвращаясь в Россию.

«Улица» обескровлена – пока идут каникулы, студенты еще могут себе позволить активно гулять. С началом нового семестра стартует постепенный выход из дистанта в офлайн. И конечно, у администрации университетов станет больше возможностей для настойчивых предостережений от участия в подобных мероприятиях.

Кроме того, самые активные из протестующих накапливают «штрафные очки» - с каждым новым задержанием у них будет все больше и больше проблем.

«Бодания» либералов и силовой партии были ожидаемы и предсказуемы. Однако, на полную мощность силовики выйдут в момент судов и приговоров. Конец зимы и весна ознаменуются серьезными «посадками». Именно тогда многие протестующие задумаются о том, стоит ли еще раз рисковать.

Важным индикатором будет и то, окажутся ли привлечены к ответственности отдельные представители Росгвардии и полиции. Если ни одного своего силовики не сдадут – тогда можно будет делать окончательные выводы. На фоне количества «закрытых» протестующих и их сроков это даст четкое представление о соотношении сил либералов и силовой корпорации.

Вопрос о реальной силе «улицы» и несистемной оппозиции остается открытым. В сентябре потенциал массовых протестов явно будет сбит. Кроме того, есть серьезные сигналы о том, что думские выборы будут проведены в таком формате, чтобы купировать и канализировать протестные настроения.

Стоит особо подчеркнуть, как «улица Навального» не представляет всю оппозицию, так и та далеко не в полной мере отражает интересы россиян. Отдельная проблема в том, что и протестующие, и силовики (шире – все «башни», элитные группы и т.п.) руководствуются в своих действиях собственным пониманием патриотизма. Они становятся все более полярными, огромными темпами растет градус взаимной нетерпимости. Четко артикулирован запрос на дискурс «гражданского примирения» общества и власти.
источник
Научно-образовательная политика
Школьное VR-образование

Центр НТИ по VR/AR Дальневосточного федерального университета не только выполняет экспертную функцию и проводит Всероссийскую апробацию VR-контента для школ, но и разрабатывает собственные эффективные курсы. В эти дни эксперты Центра участвуют в выставке образовательных технологий Start Hub Expo EdTech & Entertainment от Агентства инноваций Москвы с курсами по обучению английскому языку и стереометрии.

Продукты для VR-среды создаются в ДВФУ в тесном сотрудничестве с опытными педагогами, поэтому составлены с учетом методических рекомендаций по обучению школьников. Участие в выставке создает дополнительную возможность обмена опытом создателей контента для устройств виртуальной реальности и позволяет определить наиболее востребованные у будущих заказчиков направления.

Центр НТИ по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» создан в Дальневосточном федеральном университете в 2017 году по программе Национальной технологической инициативы для развития технологий виртуальной и дополненной реальностей, поддержки высокотехнологичных российских разработок и интеграции их в бизнес-проекты в России и за рубежом. Он объединяет большинство ключевых игроков, разрабатывающих высокотехнологичные AR/VR-проекты в рамках Консорциума по виртуальной и дополненной реальности.

Всероссийскую Программу апробации образовательного программного обеспечения для виртуальной и дополненной реальности Центр НТИ VR/AR ДВФУ проводит с 2020 года. Ее участниками уже стали более 800 школ со всей страны. Для учителей, участников программы, организованы экспресс-курс по использованию ПО и проводятся вебинары с экспертами.

Дмитрий Земцов, проректор по развитию ДВФУ, специально для НОП: «С учетом современных вызовов и рисков востребованность VR/AR технологий в школьном образовании заметно повышается. Внедрение технологий виртуальной и дополненной реальности в школы в перспективе позволит использовать современные и интересные форматы обучения, но это очень ответственный процесс, требующий совместной работы разработчиков и представителей системы образования. Поэтому команда Центра НТИ прикладывает  усилия для повышения, в первую очередь, качества обучающего контента».
источник
Научно-образовательная политика
Кто сказал, что проект "5-100" закончился? Он только начинается.
В Турции.

https://t.me/turkeyabout/5361
источник
Научно-образовательная политика
Воспитание через понимание

Образовательная система не только дает знания, но также выполняет важнейшую роль в развитии и социализации детей и молодежи. Дополнительный стимул этой теме придало активное участие школьников и студентов в протестах последних недель.

Эти вопросы активно обсуждались в диалоге министра науки и высшего образования Валерия Фалькова со студенческими СМИ, а руководителя Росмолодежи Александром Бугаевым с экспертами и общественностью. Ключевая идея обоих – с молодежью надо вести диалог, открытый и на равных.

На системном уровне границы допустимой протестности и фокус воспитательной работы были определены президентом Владимиром Путиным. В начале, в диалоге со студентами, затем – в общении с лауреатами конкурса «Учитель года».

О точечной и индивидуальной работе с детьми сказал Иван Хеорхе: «Воспитательная работа – это работа напрямую с душой ребёнка. Её нельзя формализировать. Не существует какого-то универсального шаблона. И здесь очень важна личность учителя, его личный пример. Только тогда мы сможем формировать действительно истинных патриотов, граждан, формировать необходимые нравственные ценности у учащихся, ведь это очень важно».

В целом президент поддержал эту позицию: «Конечно, существуют, наверняка Вы это знаете лучше, чем я, общие какие-то правила, общие законы и в этом деле, и в этой сфере деятельности, но шаблоны здесь абсолютно недопустимы. С помощью шаблонов нельзя добиться успехов в такой тонкой деятельности, как воспитание человека».

Эта работа получила свое воплощение в идее о проведении масштабного конкурса на должности советников директоров школ по воспитанию.

Тут важно почувствовать тонкую грань – «завуч-воспитатель» и его команда должны работать скорее как психологи и наставники, ни в коем случая не становясь парторгами.

Вместе с тем одной из ключевых идеологем российской идентичности и национальной идеи становится следующая формула: «личный успех через коллективные усилия». Это достаточно дихотомичная формулировка ярко себя проявляет именно в работе с молодежью – где желание громко заявить о себе соседствует с не меньшей потребностью «принадлежать чему-то большему, чем я».

Цель воспитательной и патриотической работу как раз в этом – дать альтернативу открытому уличному бунту, при этом сделав ее привлекательной для молодых людей.

Ситуация намного более сложная, чем простое столкновение государства и оппозиции. В соцсетях идентичность человека, тем более молодого, становится «мерцающей» и «гибкой». Молодежь часто «ловит волну», запущенную совсем не ею и не в ее интересах. Государству нужно отказываться от высокомерного пренебрежения всем «молодежным» - слэнгом, музыкой, книгами, героями и кумирами, форматами.

Данную особенность предлагается учесть в процессе создания «завучей по воспитательной работе». Ирина Плещева (исполнительный директор Российского движения школьников, которое будет администрировать это начинание) абсолютно справедливо отметила: «Воспитатель должен знать, чем живут современные дети. Нужно знать язык и мемы, смотреть стримы и фильмы, которые они смотрят, музыку, которую слушают, вести социальные сети, разбираться в игровых приставках и компьютерных играх».

Президент, например, открыто поддержал предложение снимать фильмы про учителей (и наставников). Добавим от себя – в список необходимо добавить ученых. Действительно, сейчас в сегменте отечественного кино доминируют военные и спортсмены. И киноиндустрия однозначно является одним из главных средств в «битве за умы и сердца молодежи».

Более примечательно, что из уст главы государства поступила следующая мысль: геймифицировать конкурс «Учитель года» и сделать из него некую смесь состязания и реалити-шоу.

Говорить с молодежью нужно на ее языке. Поскольку именно сложное пространство соцсетей, форматов контента, мемов, книг, музыки, способов самовыражения, моды – формирует самосознание молодежи. И школа либо университет здесь отнюдь не на первых местах по важности.

Самое главное, что ценит молодежь – это искренность и честность. Именно эти качества должны стать максимами в воспитательной работе.
Telegram
Научно-образовательная политика
О любви и ответственности

Сегодня Валерий Фальков, министр науки и высшего образования, в прямом эфире пообщался с представителями студенческих СМИ.

Формат прямого диалога власти и общества – тренд, который задает лично президент Владимир Путин. Соответствующие позиции также закреплены в KPI губернаторов и их управленческих команд.

Валерий Фальков избрал даже более сложный вариант – общение с представителями студенческих СМИ, которые однозначно обладают более системным видением достижений и проблем в развитии своих университетов. Сама по себе работа журналиста обязывает быть более въедливым, требовательным в получении ответа на свои вопросы, достаточно смелым, чтобы их задавать. Модераторами также выступили студенты.

Обращает на себя внимание формат встречи – смешанный очно-дистанционный. Часть представителей студенческих СМИ присутствовали в самом официальном и парадном зале Минобрнауки – Зале заседания коллегии ведомства. Остальные участвовали в формате видеоконференции. Это само по себе дает сигнал к…
источник