Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 November 06
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
⚡️⚡️⚡️Минпросвещения поддержал инициативу Минобрнауки об исключении федеральных проектов "Новые возможности для каждого", "Экспорт образования", а также отдельных результатов федеральных проектов "Молодые профессионалы", относящихся к компетенции Минобрнауки, из состава нацпроекта "Образование" и переноса их в новый нацпроект "Наука и университеты".

В то же время в состав нацпроекта "Образование" включается новый федпроект "О патриотическом воспитании граждан".
источник
Научно-образовательная политика
Приоритеты и оптимум (1/2)

На форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь» высоким составом обсудили роль и задачи вузов в нацпроекте второго поколения «Наука и образование»

Приоритеты
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков выделил три приоритета:
1.   Усиление исследовательского потенциала. «Исследовательский университет – это стандарт».
2.   Синтез образования и науки. На глобальном уровне выражается в сотрудничестве РАН и Минобрнауки, на локальном – в рамках договоренностей и консорциумов.
З.   Работа со студентами - молодежная политика, стимулирование и модерирование интереса для молодежи.

Нацпроект
Структура нацпроекта второго поколения «Наука и университеты» еще обсуждается – здесь крайне важна и нужна обратная связь.

Консорциумы
Являются основной формой сопряжения усилий науки-образования-бизнеса-регионов (либо отраслей). Для них нужен «более жесткий административный каркас» (В. Фальков), что позволит усилить приток кадров в науку, которая является основным «квалифицированным работодателем» (А. Сергеев).

Кадры
Президент РАН Александр Сергеев акцентировал внимание на то, что университеты – ключевые поставщики кадров в науку и высокотехнологичные отрасли. Отсюда прямая заинтересованность Академии в реализации нацпроектов и Программы стратегического академического лидерства, а также в формировании консорциумов.

Точкой притяжения кадров будут также служить научно-образовательные центры мирового уровня, которые уже сейчас испытывают дефицит в специалистах, особенно – в IT. Об этом сообщил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Партнеры
Минобрнауки и РАН – «стратегические партнеры» (В. Фальков), которые «очень дружно работают» (А. Сергеев).

Среда
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сфокусировал внимание на «третьей миссии» университетов и НОЦ – агрегация городской среды и «якорь» (но не балласт) для молодых кадров. Чтобы сократить отток – нужно системно конструировать и обустраивать городскую среду. Именно формирование условий для жизни и саморазвития стимулирует и приток молодежи в науку, и взаимодействие науки-образования-бизнеса. «Университеты должны стать хабами социальной жизни регионов и городов», - развил тему ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Регионы
«Наука и университеты» (в частности – ведущие вузы и НОЦ) являются площадкой для «пересборки» региональных социально-экономических пространств и стимулирования развития субъектов.

Президент РАН Александр Сергеев подчеркнул, что проекты в рамках ПСАЛ и НОЦ должны быть и губернаторскими, хотя Глеб Никитин сделал акцент на том, что пока у регионов недостает полномочий. В частности, в вопросах распоряжения имуществом – это тормозит создание и функционирование «технологических долин» (ИНТЦ).

Мероприятия нацпроекта нужны там, где востребована социальная миссия университетов. В частности, в поликультурной среде – такой как на Северном Кавказе. Об этом рассказал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов. И отдельно он подчеркнул интеграцию регионов – как способ социально-экономического развития, преодоления обособленности и замены разногласий конструктивным сотрудничеством.

Развитие науки, образования и их взаимодействия с региональными экономикой и властями – должно быть sine qua non в работе губернатора. Президент РАН Александр Сергеев высказал предложение – закрепить развитие науки и высшего образования в KPI губернаторов и их команд.
источник
Научно-образовательная политика
Приоритеты и оптимум (2/2)

Оптимумы
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов акцентировал внимание на поиске баланса: – между формированием собственной базы онлайн-курсов и агрегированием внешних ресурсов,
– оффлайном и дистантом (дающим качественный рост в оснащенности, вариативности и компетенциях),
– разумной стандартизацией («зеркальные лаборатории», проект МГУ «Вернадский») и индивидуализацией обучения (на уровне вузов и студентов),
– преподаванием (университеты должны качественно учить) и исследованиями (педагог обязательно должен заниматься наукой).

Вузовская наука
Ректор РАНХиГС Владимир Мау был более категоричен: «Университет не место, где учат, это место, где есть критическая группа занимается тем, что им интересно (наукой)».

Министр Валерий Фальков обозначил задачу – снижать преподавательскую нагрузку, чтобы высвободить время и силы на исследовательскую работу.

Траектории
По мнению Ярослава Кузьминова, вузы должны двигаться в сторону проектных или исследовательских. Та же логика присутствует в ПСАЛ – опорные вузы и НИУ.

Владимир Мау отметил три качества для развития университетов – интеграция с наукой, фундаментальность подготовки как основа адаптивности, переход к непрерывному образованию.

Финансы и стратегии
Директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты Светлана Меркушина выделила главные финансовые проблемы: стагнация расходов на высшее образование и доминирование госзадания. Решение – в создании стратегии развития вуза, которая была бы интегрирована с инициативами федерального и регионального уровня. Но и там необходимо обеспечить согласование и сопряжение большого числа различных программ и проектов. Отдельное внимание надо уделить увеличению внебюджетных поступлений, в том числе – созданию эндаументов-фондов и работе с выпускниками.

Коммерциализация
На ней сделал акцент Роман Шайхутдинов, заместитель премьер-министра Республики Татарстан. Пример Университета Иннополис показывает, что можно эффективно функционировать и развиваться за счет внебюджетного финансирования. Коммерциализировать необходимо образование (моментальное и качественное трудоустройство выпускников), науку (технологический трансфер) и саму связь между образованием-исследованиями-экономикой-обществом (в этом должны преуспеть НОЦ).

Исход и возвращение
Ректор Университета Лобачевского (ННГУ) Елена Загайнова обратила внимание на два процесса. Из университета вышли ключевые научно-образовательные центры, а теперь на базе консорциумов (ПСАЛ и НОЦ) они могут быть в новом качестве «вобраны» в пространство с центром в вузе. Аналогично сотрудничество Минобрнауки и РАН позволяет на новом уровне обеспечить интеграцию университетов и научных институтов.

Гибридизация
Ректор РХТУ Александр Мажуга вывел значимость кооперации науки (РАН, научных институтов) и образования (вузов) через размытие границ между инженерами и исследователями, и шире – научными сотрудниками и практиками. Сотрудничество необходимо и из-за непредсказуемости того, что будет требоваться от выпускника через 5-10-20 лет. Особый акцент нужно делать на цифровые компетенции – которые равным образом необходимы инженерам-технологам и научным сотрудникам.

Что делать?
Университетам, как подчеркнул министр Валерий Фальков, нужно выступать с предложениями, активно давать обратную связь: «От желания ректоров и проректоров что-то менять, идти на просчитанный риск всё и зависит».

Ярослав Кузьминов призвал руководство вузов перестать бояться и начать развиваться. А Владимир Мау сформулировал универсальную формулу: «Секрет успеха прост: надо хорошо учиться и много работать».
источник
Научно-образовательная политика
Дополнительное – равноправное (1/2)

На форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь» тема дополнительного образования стала одной из основных. Участники искали совместный ответ на вопрос: какова роль университетов в переобучении населения?

Нацпроект
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что нацпроекты первого поколения «Наука» и «Образование» были перекомбинированы и интегрированы в нацпроект второго поколения «Наука и университеты». Федеральный проект «Новые возможности для каждого» переходит в нацпроект «Наука и университеты» из «Образования». Акцент сделан на непрерывном образовании и (пере)подготовки взрослых.

Эта функция заложена в Программу стратегического академического лидерства, в которую были интегрированы некоторые федпроекты и отдельные мероприятия. Помимо задач наследуется и финансирование.

Равноправие
Дополнительное образование более не рассматривается Министерством в качестве «бонуса», но его важность признается равной высшему. Сложность и одновременно парадокс ДПО в том, что основной его рынок формирует государство, а ключевые запросы идут со стороны бизнеса.

Механизм развития – помогать созданию полноценных систем ДПО в вузах и их конкуренции.

Цифра
Президент РАН Александр Сергеев акцентировал внимание на цифровых и онлайн-технологиях. Масштабный переход в дистант стимулирование и их развитие, и соперничество за слушателя. Мобильность, модульность, свободный график – все это делает ДПО особенно привлекательным в формате онлайн.

Регионы
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал о двух моделях повышения качества кадров – на школьном уровне (совместный проект с НИУ ВШЭ и РАНХиГС), а также в переподготовке чиновников (с Президентской академией). Спрос на ДПО в регионах очень высок.

Блеск и нищета вузов
Министр Валерий Фальков обозначил ключевую проблему с развитием ДПО: на этом поле успешны частные компании, а университеты всерьез отстают от них. Этот огромный рынок и большие доходы проходят мимо университетов. Для решения проблемы нужно изменить парадигму мышления.

«Классическая система образования уже отстроилась, что касается ДПО, редкий университет понимает, что со взрослым образованием надо работать по-другому. По ДПО надо брать людей, которые никогда не работали в университетах, чтобы они четко понимали рынок и формировали предложения, за которые человек готов платить. Важно отстроить систему обучения во время всей жизни, чтобы слушатель приходил на разные курсы и после», - подчеркнул он.

Время и среда
Старший вице-президент «ВЭБ.РФ» Михаил Алашкевич указал на то, что системная работа через профстандарты с привлечением бизнеса проигрывает в оперативности – они устаревают раньше внедрения. «Бизнесу сегодня требуются компетенции со свободным владением предметом», - то есть фундаментальность и адаптивность. Университет должен развиваться в контексте городской среды и одновременно как драйвер ее трансформации.

Синтез и разделение
Ректор РАНХиГС Владимир Мау акцентировал внимание на том, что ДПО (совсем уже не дополнительное) объединяет все уровни образование, является «сквозным». Важно, чтобы студент мог менять специализацию – синтезируя свою уникальную образовательную программу. В рамках ДПО нужно грамотно формировать группы – чтобы обучающимся было интересно и формировался синергетический эффект от совместной работы. При этом, сейчас еще не до конца сформирован «язык ДПО» - нет терминологического описания того, что делается в формате непрерывного образования.

Программы для обучения безработных нужно отделять от образования как фактора карьеры и успеха. В том числе, как считает Владимир Мау, разводить по разным учебным заведениям.
источник
Научно-образовательная политика
Дополнительное – равноправное (2/2)

Россия – не Европа
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов обратил внимание на особенности отечественного ДПО. Оно менее популярно, чем в Европе. Одна из причин – в России оно в подавляющем большинстве платное, хотя есть мощный исторический бэкграунд бесплатного ДПО. С другой стороны, в Европе от трети до половины слушателей за курсы не платят. Университеты должны заниматься непрерывным образованием, поскольку замены им нет – в России отсутствуют НКО, которые бы этим занимались.

Ярослав Кузьминов также подчеркнул два принципиально важных момента. Первый – благотворительность. Ее не стоит чураться – даже если вуз предлагает какой-то курс бесплатно, он может подтолкнуть слушателя к тому, что ему надо поучаствовать в будущем университета. Примерно в этой же логике действуют эндаумент-фонды.

Второй – университет, образно говоря, «знак качества», делает человеку «культурную прививку», выделяя его среди остальных. Эту миссию университете должен обязательно сохранить.

Проблемы и запросы
Исполнительные президент РСПП Федор Прокопов сфокусировался на системных проблемах. Первая – на стыке СПО и ДПО, когда предполагается обучение профессии. Вторая – те профессии и специальности, где требуется постоянная переподготовка, которая становится формальностью.

С другой стороны, есть направление для роста и развития: «Есть ниша повышения спроса на короткие образовательные программы, которые завершаются профессиональным сертификатом. Профессиональный модуль должен быть согласован и поддержан работодателями, тогда получится система выпуска бакалавров или магистров с набором компетенции ДПО».

Вне профессии и дипломов
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда обратил внимание на два важных фактора. Первый – непрерывное образование должно повышать не только профессиональные навыки, но и общий уровень человека (в который входит умение широко мыслить и смотреть на мир). Второй – корпоративное образование, которое дает возможность карьерного роста без университетских дипломов.

На практике
Спикеры рассказали об успешных проектах и системных выводах.

Вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Эдуард Омаров отметил эффективность программы, реализуемой в Тюменском госуниверситете при поддержке Минобрнауки, а также важность рейтинга работодателей и студентов, который планируют масштабировать на всю страну.

Директор по обучению и развитию Академии Ростеха Ольга Балашова подчеркнула, что корпоративные университеты являются самыми эффективными способами продуктивного взаимодействия бизнеса и образования. При этом, не менее важно выстраивание партнерских программ с вузами – одна из таких успешно развивается с МГТУ СТАНКИН.

Его ректор Елена Катаева рассказала о широких возможностях, которые использует вуз в рамках дополнительного и непрерывного образования – и в рамках программ с госкорпорациями, и через взаимодействие с Кружковым движением НТИ. Также она акцентировала внимание на «брошенных поколениях» - то есть людях старше 60 лет, программ для которых (особенно по остро необходимой цифровой грамотности) практически нет.
источник
Научно-образовательная политика
Лики Форума "Университеты 2030 - Наука - Компетенции - Молодежь"
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Лики Форума "Университеты 2030 - Наука - Компетенции - Молодежь"
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник