Дополнительное – равноправное (1/2)
На форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь» тема дополнительного образования стала одной из основных. Участники искали совместный ответ на вопрос: какова роль университетов в переобучении населения?
Нацпроект
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что нацпроекты первого поколения «Наука» и «Образование» были перекомбинированы и интегрированы в нацпроект второго поколения «Наука и университеты». Федеральный проект «Новые возможности для каждого» переходит в нацпроект «Наука и университеты» из «Образования». Акцент сделан на непрерывном образовании и (пере)подготовки взрослых.
Эта функция заложена в Программу стратегического академического лидерства, в которую были интегрированы некоторые федпроекты и отдельные мероприятия. Помимо задач наследуется и финансирование.
Равноправие
Дополнительное образование более не рассматривается Министерством в качестве «бонуса», но его важность признается равной высшему. Сложность и одновременно парадокс ДПО в том, что основной его рынок формирует государство, а ключевые запросы идут со стороны бизнеса.
Механизм развития – помогать созданию полноценных систем ДПО в вузах и их конкуренции.
Цифра
Президент РАН Александр Сергеев акцентировал внимание на цифровых и онлайн-технологиях. Масштабный переход в дистант стимулирование и их развитие, и соперничество за слушателя. Мобильность, модульность, свободный график – все это делает ДПО особенно привлекательным в формате онлайн.
Регионы
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал о двух моделях повышения качества кадров – на школьном уровне (совместный проект с НИУ ВШЭ и РАНХиГС), а также в переподготовке чиновников (с Президентской академией). Спрос на ДПО в регионах очень высок.
Блеск и нищета вузов
Министр Валерий Фальков обозначил ключевую проблему с развитием ДПО: на этом поле успешны частные компании, а университеты всерьез отстают от них. Этот огромный рынок и большие доходы проходят мимо университетов. Для решения проблемы нужно изменить парадигму мышления.
«Классическая система образования уже отстроилась, что касается ДПО, редкий университет понимает, что со взрослым образованием надо работать по-другому. По ДПО надо брать людей, которые никогда не работали в университетах, чтобы они четко понимали рынок и формировали предложения, за которые человек готов платить. Важно отстроить систему обучения во время всей жизни, чтобы слушатель приходил на разные курсы и после», - подчеркнул он.
Время и среда
Старший вице-президент «
ВЭБ.РФ» Михаил Алашкевич указал на то, что системная работа через профстандарты с привлечением бизнеса проигрывает в оперативности – они устаревают раньше внедрения. «Бизнесу сегодня требуются компетенции со свободным владением предметом», - то есть фундаментальность и адаптивность. Университет должен развиваться в контексте городской среды и одновременно как драйвер ее трансформации.
Синтез и разделение
Ректор РАНХиГС Владимир Мау акцентировал внимание на том, что ДПО (совсем уже не дополнительное) объединяет все уровни образование, является «сквозным». Важно, чтобы студент мог менять специализацию – синтезируя свою уникальную образовательную программу. В рамках ДПО нужно грамотно формировать группы – чтобы обучающимся было интересно и формировался синергетический эффект от совместной работы. При этом, сейчас еще не до конца сформирован «язык ДПО» - нет терминологического описания того, что делается в формате непрерывного образования.
Программы для обучения безработных нужно отделять от образования как фактора карьеры и успеха. В том числе, как считает Владимир Мау, разводить по разным учебным заведениям.