ФГОС vs развитие?
На излете проекта 5-100, преображающегося в Программу стратегического академического лидерства, состоялся один из последних семинаров-конференций. Одним из ключевых смысловых сгустков стал вопрос не столь очевидный – это федеральные государственные образовательные стандарты.
Они все больше и больше приобретают самоценный характер. Их смысл сакрализован со стороны контрольно-надзорных органов, а общая траектория – все большее ослабление гаек после прокрустова ложа первой версии третьего поколения.
ФГОСы действительно не содержат ответов на многие важные фундаментальные (и отчасти – философские) вопросы – за красивыми формулировками компетенций далеко не всегда проглядывают четкие карьерные траектории.
Функциональное поле высшего образования постепенно расширяется – «заходит» в школу, интегрирует различные форматы (пере)подготовки (с акцентом на ДПО), через исследовательскую деятельность и взаимодействие с научным сектором – переосмысливает аспирантуру в качестве научного, а не образовательного процесса.
Поставленная президентом Владимиром Путиным задача реализовать формат «2+2» означает, что высшее образование декомпозируется на более дробные фрагменты с последующей пересборкой, которая может объединять профильные классы, СПО, бакалавриат с двумя траекториями, магистратуру и аспирантуру.
За всеми этими изменениями ФГОСы поспеть никак не могут. А попытки регулярного их обновления делают только.
Еще в большей степени идею ФГОС торпедирует практика. Учебный процесс во многих аспектах продолжает строиться, исходя из формулы «а какой компетенции соответствует то, чему я учу студентов», а отнюдь не следуя модели адаптации дисциплин.
Важность soft skills также требует переосмысления формата обучения – преподаватели начинают акцентировать внимание на действительно нужных для студентов навыках, опять же мало заботясь о кодах и шифрах в учебных планах.
Есть большие сомнения что введение обязательного соответствия профстандартам способно радикально изменить ситуацию.
Особый вызов ФГОСам и прочим форматам стандартизации – «поколение снежинок», которое хочет развиваться и обучаться, причем в максимально интерактивном и свободном режиме, но само до конца не понимает, чему. Задача вузов становится не в том, чтобы создать жаркое «пламя» высшего образования, а очень чутко регулировать восходящие потоки приобретаемых студентом компетенций, чтобы не растопить, но поддержать полет подобных «снежинок».
Траектории развития университетов понятны и безальтернативны – в сторону интеграции с наукой («университет 2.0») и промышленностью («3.0»). Благодаря усилению «третьей миссии университета» и особенным акцентом на вузы как локомотивы регионально-отраслевого развития и пересборки соответствующих научно-образовательно-инновационных систем – возникает важный вектор в сторону условно называемого «университета 4.0», который должен быть центром, драйвером и ключевым стейкхолдером социально-экономического развития.
И здесь опять же встает вопрос о том, что важнее – буква ФГОСов или дух успешного обучения.
Эксперты в ходе семинара-конференции выразили уверенность, что однозначно выжить и преуспеть смогут только мегауниверситеты – громадные корпорации, которые развивают все возможные форматы и уровни обучения, взаимодействуют с наукой и реальным сектором экономики, активно интегрированы в федеральное, отраслевое и региональное развитие.
При этом, важнейшим вектором развития становится интеграция – как фактическое объединение образовательных учреждений между собой, а также с научными институтами, так и активное формирование сетевых коллабораций в формате консорциумов (наиболее яркий пример – создаваемые в рамках нацпроекта «Наука» научные и научно-образовательные центры мирового уровня).
И вся эта бурная река перемен и развития явно не может быть удержана никакими формальными рамками тех же ФГОС.
В итоге, вскоре предстоит непростое решение – важнее ли содержание формы и возможно ли закрывать глаза на явное их несоответствие друг другу во имя общего блага.
Подробнее.