Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 August 28
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Шестая смена «Цифровая экономика» на ТС: на старт, внимание, марш!

Последнюю шестую смену форума «Территория смыслов» открыли Сергей Плуготаренко, руководитель Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» 2020, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций, член Центрального штаба ОНФ, Антон Тицкий, Советник руководителя Федерального агентства по делам молодежи, Матвей Навдаев, программный директор форума.

На смене «Цифровая экономика» собрались стартаперы и отраслевые предприниматели, геймеры, инженеры, программисты и мобильные разработчики, а также медиаспециалисты и активисты Национальной лиги студенческих клубов. На форуме ребятам предстоит рассмотреть вопросы цифровизации в России, возможности онлайн-проектов, трансформацию образования, цифровую экономику и влияние пандемии.

Сергей Плуготаренко приветствовал участников смены мотивирующей речью: «Каждый шестой участник этой смены – участник конкурса «Цифровой прорыв». Именно эти ребята меняют цифровую экономику и становятся частью самых масштабных проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Важную роль в процессах цифровизации решают кадры — 1,8 млн человек составила общая численность ИКТ-кадров в России в 2019 году, а доля ИКТ-кадров среди экономически активного населения России составляет всего 2,4%. Уверен, конкурс «Цифровой прорыв» поможет нам создать мощный кадровый резерв и внести свою лепту в решение проблемы нехватки специалистов на IT-рынке во всех регионах России и на всех уровнях. Команды, сформированные на таких мероприятиях, как «Территория смыслов», формируют кадровый резерв и создают перспективные цифровые решения, которые внедряются и делают нашу с вами жизнь удобнее. Полуфиналы «Цифрового прорыва» только стартовали, и мы будем рады видеть вас среди участников конкурса».

Антон Тицкий поддержал обращение Сергея Плуготаренко и добавил: «Сейчас, в эпоху постковида, наш мир меняется, и цифровизация становится новым фактором для безопасности и развития молодежи. Молодежь, как самая пассионарная часть общества, находится на волне этих перемен, и очень отрадно, что государство это видит и реализует такие проекты, как эта смена на «Территории смыслов». Это помогает молодым, талантливым ребятам развиваться в IT-сфере».

Завершил открытие смены «папа» форума Матвей Навдаев: «В 2015 году самой первой сменой форума «Территория смыслов» стала IT–смена. Тогда, в первый день, нас посетил президент страны. Смена была очень насыщенной и продуктивной, это и стало точкой старта большого пути. Спустя шесть лет мы проводим 39-ю смену форума, и она тоже цифровая. За это время наша жизнь стала технологичнее, комфортнее, быстрее, и все это благодаря IT-индустрии и участникам форума. Мы всегда радуемся, когда после форума за счет неуемной синергии рождаются новые проекты, которые развивают страну и двигают ее вперед».

Источник: https://vk.com/video-89015898_456239786
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Директор по стратегическому маркетингу группы компаний «Яндекс» Андрей Себрант выступил перед участниками шестой смены «Цифровая экономика» на форуме «Территория смыслов» в Мастерской управления "Сенеж" @senezh_rsv президентской платформы "Россия-страна возможностей" @stranavozmojnostey с темой: «Три тени будущего: уроки глобального
эксперимента».
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Замминистра энергетики Антон Инюцын лет на семь опередил 99% коллег в вопросе компетенций федерального руководителя в цифре. То, что делала его команда (Сон Ир, привет!) в начале 10-х, только сейчас начинают осваивать коллеги в других ФОИВ.
Советую всем коллегам посмотреть этот эфир с ним сегодня как образцовый кейс.

https://t.me/stranavozmojnostey/2012
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал RT об особенностях работы вузов в новом учебном году. Главное:

— около 700 вузов приступят к работе с 1 сентября, лишь 25 учебных заведений начнут учебный год с задержкой;

— учебный год будет в очном формате, но некоторые занятия могут проводить и дистанционно;

— масочный режим, измерение температуры на входе и ещё два раза за день обязательны;

— предполагаются индивидуальный график обучения и дистанционный формат для преподавателей и студентов с хроническими заболеваниями, входящих в группу риска;

— преподавателям можно будет снимать маски во время проведения лекций
источник
Научно-образовательная политика
ОПК и прорыв: технологии

На форуме «Армия-2020» 26 августа состоялась конференция «Российская наука – в интересах диверсификации ОПК».

В ходе конференции участники встречи поделились опытом взаимодействия с предприятиями ОПК и обсудили вопросы, связанные с применением научных исследований в интересах вооруженных сил РФ. В мероприятии приняли участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Сергей Люлин, а также директор Департамента инноваций и перспективных исследований Вадим Медведев.

Сергей Люлин отметил, что результаты научной деятельности призваны содействовать развитию оборонно-промышленного комплекса страны: «Предприятия ОПК тесно сотрудничают с научными и образовательными организациями, активно работают над диверсификацией и ищут пути применения своего опыта взаимодействия в гражданских целях».

По мнению заместителя министра, диверсификация сегодня становится важной национальной задачей, а обеспечение безопасности государства и развитие научного и интеллектуального потенциала научных и образовательных организаций является одной из важнейших целей предприятий оборонно-промышленного комплекса и институтов, подведомственных Минобрнауки России.

«Цель проводимой нами конференции – определить наиболее эффективные пути сотрудничества между институтами Минобрнауки России и предприятиями ОПК, обозначить критерии оптимального участия ОПК в рамках национальных проектов», – прокомментировал Сергей Люлин.

Директор Департамента инноваций и перспективных исследований Минобрнауки России Вадим Медведев обратил внимание участников конференции на вопросы, связанные с трансфером научных разработок в сферу ОПК, а также ролью инжиниринговых центров во взаимодействии подведомственных Минобрнауки России организаций с оборонно-промышленной отраслью.

«Движение инжиниринговых центров в ближайшее время будет поддержано Минобрнауки России и Минпромторгом России, оно получит новый импульс в развитии. Вопросы, связанные с трансфером технологических решений загружены в программу действий Правительства РФ до 2024 года – планируется создать 35 центров трансфера технологий», – подчеркнул Вадим Медведев.

Также в ходе конференции сотрудники научных и образовательных организаций страны выступили с докладами, посвященными вопросам развития научного взаимодействия с предприятиями ОПК. Участники обсудили условия успешного трансфера технологий двойного назначения, диверсификацию как инструмент повышения эффективности использования результатов научно-технической деятельности и особенности подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса.

Значение подобных мероприятий не стоит недооценивать – это не просто дежурное заседание в рамках форума, отсутствие которого было бы воспринято как моветон. Напротив, ОПК наравне с атомом – это два ключевых двигателя научно-технологического прорыва.

Попытки стимулировать взаимодействие гражданских университетов и научных институтов с ОПК предпринимались регулярно – в виде ФЦП или в рамках отдельных мероприятий (напомним, что «двойные» технологии были поначалу допущены даже к Постановлению №218).

Однако, в настоящее время это взаимодействие приобретает все более масштабных и широкоформатный характер. Причиной тому является синхронная реализация всего комплекса нацпроектов (фундаментом которых является наука и кадры – т.е. нацпроекты «Наука» и «Образование») параллельно с диверсификацией производства оборонной промышленности.

Оборонка, сохранив в общем виде полный инновационный цикл, по идее должна быть восприимчива к данной идеологии, заложенной в мероприятия научно-технологического прорыва. Также напомним, что Миноброны при научном кураторстве Курчатовского института реализует комплекс проектов на базе военного технополиса ЭРА.

В итоге уже есть тропы через «долину смерти» между исследованиями и производством – в том числе, через упомянутые на конференции инжиниринговые центры. ОПК имеет широкие возможности для производства гражданской высокотехнологичной продукции, а не только титановых лопат (которые, конечно, диво как хороши).

Источник.
источник
Научно-образовательная политика
ОПК и прорыв: кадры

Взаимодействие университетов с оборонным комплексом не исчерпывается только участием в исследованиях и разработок с дальнейшим технологическим трансфером в производство продукции военного или двойного назначения, а также в рамках диверсификации работы ОПК с переходом на выпуск изделий для гражданского рынка.

Один из самых ярких недавних примеров. Дальневосточный федеральный университет (@fefudvfu), АО «Элемент» и «Технополис «ЭРА» заключили соглашение о подготовке высококвалифицированного научно-технического кадрового резерва для Вооруженных сил России и расширении возможностей реализации проектов в интересах страны. 27 августа документ подписали проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов, президент АО «Элемент» Илья Иванцов и начальник «Технополиса «ЭРА» Владимир Ивановский.

Соглашение будет способствовать организации фундаментальных, прикладных, поисковых и комплексных научных исследований по разработке отечественной электронной компонентной базы, программно-аппаратных комплексов, программного обеспечения и информационных систем. Кроме того, предусматривается разработка учебных программ и курсов в ДВФУ с учетом специфики научных исследований и разработок «Технополис «ЭРА» и АО «Элемент».

«В проекты компаний будут внедряться результаты научных исследований и инженерных наработок наших ученых и студентов. Выпускники получат востребованные специализированные навыки и смогут продолжить разрабатывать свои проекты на базе «Технополис «ЭРА» и АО «Элемент». Таким образом, мы совместными усилиями подготовим квалифицированных специалистов для работы с наукоемкими технологиями и техникой», ― отметил проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов.

«В сентябре 2019 года в рамках V Восточного экономического форума мы открыли в Дальневосточном федеральном университете центр коллективного проектирования «Восток». Центр ориентирован на разработку электронной компонентной базы, инжиниринговую и исследовательскую деятельность, в которую активно вовлекаются студентов ДВФУ. Тогда же в молодежном павильоне ВЭФ были представлены первые проекты, разработанные студентами ДВФУ в рамках всероссийской образовательной программы «Микроэлектроника. 157 уровень»: нейростимулятор и система для определения местоположения и состояния объектов. Мы рады, что у талантливых студентов будет возможность продолжить развиваться на базе практических проектов и интересных задач», ― прокомментировала член правления, вице-президент по управлению персоналом ГК «Элемент» Оксана Кухарчук.

Заметим, что подготовка кадров для ОПК занимала одно из основных мест в специализированных программах и мероприятий, которые были развернуты в последний десяток лет с привлечением университетов. Сейчас все стороны переходят на более системное сотрудничество в рамках параллельной диверсификации производства оборонно-промышленного комплекса и реализации нацпроектов. К этому процессу все более активно подключаются крупные макрорегиональные вузы – ДВФУ тому примером. Данное движение способно привести к прорывам как в военных, так и в гражданских технологиях, а также усилить качество кадров во всем ОПК.

О соглашении ДВФУ: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/dvfu_sovmestno_s_tekhnopolisom_era_i_ao_element_rasshiryayut_nauchno_issledovatelskie_svyazi/
источник
Научно-образовательная политика
Ректорам – оценки

Отраслевые ведомства все более активно обращают внимание на оценку эффективности работы ректоров повдедомственных университетов. Ориентиром в этих вопросах является Министерство науки и высшего образования – оно уже давно проводит системную и комплексную оценку работы как самих вузов, так и их руководителей.

Министр здравоохранения России Михаил Мурашко отметил, что не все руководители медицинских вузов одинаково результативны, и предложил проработать вопрос ежегодной аттестации или оценки эффективности работы руководителей учебных заведений. Об этом сообщает портал «Будущее России. Национальные проекты».

«Мы сегодня видим, что не все руководители вузов одинаково результативны. Поэтому давайте вместе с вами [Петр Глыбочко - ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова] поработаем на тему аттестации или оценки эффективности руководителей вузов раз в год», - сказал министр на заседании Совета ректоров в пятницу.

Он добавил, что данная работа позволит понимать, где возникают недоработки, существуют кадровые провалы, а также необходимо предпринять те или иные организационные меры.

«На мой взгляд, это будет весомый вклад для мотивации, стимуляции тех, кто будет двигаться вперед. Безусловно мы будем их поощрять. Те, кто отстающие - [будет организована] помощь в образовании или соответственно смена руководителя», - подчеркнул Михаил Мурашко.

Он также отметил, что на сегодняшний день есть определенные критерии оценки работы руководителей вузов, однако они неэффективны.

«Я думаю, что мы создадим рабочую группу. Посмотрим тот перечень [критериев оценки], который у нас до этого был, он достаточно большой, и я думаю его необходимо оптимизировать и направить на основные направления деятельности ректора как руководителя учебного, лечебного и научного подразделения. Я это задачу понял, буду заниматься», - ответил министру ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко.

Стоит заметить, что в рамках нацпроектов, в частности – создания научно-образовательных и научных центров мирового уровня, запуска «технологических долин», в будущей Программе стратегического академического лидерства все больше применяется универсальный подход – к участию приглашаются университеты и научные институты независимо от своей подведомственности. В итоге формируются не только связи наука – образование – бизнес, но также и межотраслевые взаимодействия.

Поэтому Минздраву стоит уже сейчас, на берегу, провести обсуждение методологии оценки с Минобрнауки. Это необходимо для того, чтобы затем различные оценки эффективности и результативности могли быть сравнены друг с другом.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/murasko-predlozil-provodit-ezegodnuu-ocenku-effektivnosti-rektorov-medvuz
источник
Научно-образовательная политика
ГЛАВНОЕ НЕ БОЯТЬСЯ!
Или как можно законно похулиганить?

Границы дозволенного стёрты! Если раньше вы боялись экспериментировать, то пришло время творить и вытворять. Евгений Сжёнов  @szhenov открыл главный секрет современного пиара и дал добро на хулиганство!
источник
Научно-образовательная политика
Второй день смены "Цифровая экономика" форума "Территория смыслов" подарил участникам много событий - включая встречи с замминистра энергетики Антоном Инюцыным и Дмитрием Песковым, спецпредставителем Президента РФ
по вопросам цифрового и технологического развития,  директором направления «Молодые профессионалы» АСИ.

Антон Инюцын сказал, что 70% нефти добывается с использованием цифровых технологий, при этом цифровизация трансформирует рынок труда.

«Энергетик будущего будет иметь знания и навыки работы на компьютере со специальным узким ПО и использовать все возможности искусственного интеллекта, который будет активно развиваться», – подчеркнул Инюцын.

В свою очередь, Дмитрий Песков поделился прогрессом в реализации национального проекта «Цифровая экономика» и отметил рост уровня образования в нашей стране, включая появление 15 ведущих университетов благодаря проекту «5-100».

В рамках НТИ за последние 3 года в России было создано 60 новых магистратур, а движение WorldSkills Russia способствовало изменению отношения школьников к колледжам и созданию в них высоких образовательных стандартов.

«Сейчас стоит задача сделать «умный» отбор в университеты, чтобы вы могли понять, что, если вы пришли куда-то, где учат не тому, чего вы хотите в жизни, вы могли бы свою траекторию поменять. И, к счастью, сейчас Министр науки и высшего образования считает это своей главной задачей», — сообщил Дмитрий Песков.
источник
Научно-образовательная политика
источник