Академические связи с общественностью
Опубликована итоговая версия Постановления Президиума Российской академии наук «Об основных результатах работы РАН в 2019 году и о приоритетных направлениях ее деятельности». Значительную часть научно-политических предложений мы уже
разбирали ранее.
Теперь сосредоточимся на пункте поручений Президиуму РАН, который содержит конкретные шаги Академии в ближайшие месяцы.
Особое внимание РАН собирается уделять информационной работе. Это внимание к вопросам PR и GR неудивительно. Да, многие вопросы все еще решаются кулуарно в рамках личных контактов, однако это не может стать основой системного взаимодействия.
Президиуму Общим собранием поручено в частности:
5.3. Подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения по следующим вопросам:
5.3.2. о создании «Издательского дома РАН»;
А также:
5.4. Продолжить работу по информатизации Российской академии наук, включая создание новой версии официального сайта РАН в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», создание англоязычной версии сайта РАН, совершенствование системы документооборота; обеспечение информационного взаимодействия с отделениями РАН, с региональными отделениями, со структурными подразделениями РАН, с находящимися под научно-методическим руководством РАН научными организациями и образовательными организациями высшего образования, госкорпорациями, в том числе в режиме видеоконференций.
5.5. Создать Совет РАН по информационной политике, поручив ему разработку комплексной программы взаимодействия РАН со СМИ и обществом.
Приход Александра Сергеева на пост президента Академии вызвал, пожалуй, тектонические сдвиги в вопросах взаимодействия РАН и широкого спектра аудиторий – от лиц, принимающих решения, в высших эшелонах власти до профессионального и экспертного сообщества.
Академия демонстрирует открытость и готовность к диалогу – даже жесткому. При этом Александр Сергеев четко понимает, что необходимо «собрать» полномочия по PR/GR в одних руках. Ведь не секрет, что ряд членов Президиума – здесь, в первую очередь, речь о вице-президенте Алексее Хохлове – ведут собственную информационную игру, задачи которой часто далеки от интересов академического сообщества.
Создание «Издательского дома РАН» во многом является реакцией на серьезные проблемы с издательством «Наука», которые не так давно поставили под угрозу выход научных изданий Академии. Собственное издательство способно (конечно, при должном уровне работы и контроле за ним) повысить влияние научных журналов научных институтов и самой РАН, в том числе – через вхождение в международные научные базы данных.
Сайт – это боль и ахиллесова пята Академии. Проблема даже не столько во внешнем виде – а в дикой структуре, слабо понятной обычному разуму, в том числе – эксперта или журналиста. Разобраться в этих дебрях мало кому под силу – в итоге многие решения и инициативы РАН остаются без освещения в СМИ. При этом можно с уверенностью утверждать, что Академии это удастся – в пользу этого говорит и явное понимание важности онлайн-присутствия со стороны президента Александра Сергеева, и профессионализм пресс-службы РАН, и опыт перезагрузки газеты «Поиск».
Связи с общественностью в наступающую цифровую эпоху являются одной из фундаментальных основ успешности любой организации. Башня из слоновой кости должна трансформироваться в цифровой Полис науки. Именно поэтому особенно важен профильный орган – Совет, а также соответствующая программа взаимодействия.
Академии наук необходимо резко усиливать свое представительство в социальных медиа – вполне назрела необходимость создания собственного Телеграм-канала. Со своей стороны «Научно-образовательная политика» готова предоставить любую помощь и поддержку РАН.
Академия наук ориентируется на сохранение и укрепление своего экспертного функционала (а также – потенциала). «Сказано РАН» должно стать знаком качества во всех научно-образовательных коммуникациях. Именно на это во многом ориентируется Академия в планах своей деятельности на ближайший период.
Текст Постановления.