Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 June 22
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Райфа Биткова, советник Президента Российского Союза ректоров Виктора Садовничего, помощник Министра науки и высшего образования РФ (2018-20гг.):

«За сравнительно короткий период своей деятельности "Научно-образовательная политика", подписчиком которой я являюсь практически с первых дней запуска НОП зимой 2018 года, из довольно узкого нишевого телеграм-канала, выдающего инсайдерскую и новостную информацию, стала масштабной экспертно-аналитической платформой, имеющей, пожалуй, самую влиятельную и релевантную аудиторию читателей и экспертов.

Сегодня в НОП можно прочесть не только оперативные новости и информацию о главных событиях, происходящих ежедневно в мире отечественной науки и образования, но и самое ценное: всегда очень тонкую, профессиональную и аккуратную (от понятия "не навреди") экспертизу ключевых процессов, которые охватывают практически все вопросы российской научно-образовательной и технологической сферы. Открытость, оперативность, фантастическая работоспособность и конструктивная позиция - это "золотой арсенал" коллег из команды НОП, с которой мы давно и плодотворно сотрудничаем.

Уверена, что творческий рост коллег и продуктов их интеллектуальной деятельности будет только масштабироваться пропорционально тем положительным результатам, которые происходят сегодня в научно-технологическом развитии нашей страны».


#ДрузьяНОП
источник
Научно-образовательная политика
Максим Румянцев, ректор Сибирского федерального университета:

«На мой взгляд, это единственный профессиональный телеграм-канал в научно-образовательной сфере. Это канал для людей, для которых качество российского образования, результативность исследований, участие в решении вопросов государственной политики действительно имеют значение. Ценность НОП в том, что это не просто канал получения достоверной информации из первых источников, но ещё площадка, на которой поднимаются текущие проблемы университетов и дискуссионные вопросы выбора тех или иных управленческих решений. Это канал, который я читаю каждый день. И коллегам советую»

#ДрузьяНОП
источник
Научно-образовательная политика
Маргарита Кокоева, руководитель пресс-службы Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодежь):

«Новые медиа активно развиваются и быстро завоевывают доверие читателей. Отметим, что у неформальных СМИ зачастую своя аудитория, которая получает информацию именно из гаджетов, а не из эфиров телеканалов и со страниц печатных СМИ.

Телеграмм-канал НОП - один из ярких примеров медиа ресурса для коммуникации и взаимодействия с молодежью, поэтому особенно приятно, что молодежной политике в канале уделяется много внимания, что делает ресурс интересным и полезным.

Надеемся и на дальнейшее продуктивное взаимодействие с коллегами»


#ДрузьяНОП
источник
Научно-образовательная политика
Светлана Варенникова,
Директор по информационной политике и коммуникациям РАНХиГС


«НОП за 2,5 года стал телеграм-каналом, где профессиональное сообщество узнает не только об актуальных событиях, но и экспертной и аналитической площадкой о процессах в образовании. Желаем «Научно-образовательной политике» дальнейшего развития, эксклюзивных инфоповодов и новых подписчиков»

#ДрузьяНОП
источник
Научно-образовательная политика
Сергей Коляда,
руководитель пресс-службы АНО «Россия – страна возможностей»:


«В чем удобство Telegram каналов? Мы можем подписаться на то, что нас действительно интересует и получать в свой смартфон актуальные и релевантные новости по запросу.

Считаю, что любой, кто связан со сферой науки, школьного, средне специального и высшего образования, молодежной политики точно должен быть подписан на Телеграм-канал «Научно-образовательная политика».

На одной площадке собраны все актуальные новости, важные события, подробная аналитика, экспертные комментарии, отставки и назначения и, конечно, эксклюзивы.

Особенно приятно, что молодежной политике в канале уделяется много внимания, ведь она неразрывно связана с образованием. И от того какая у нас молодежь, зависит будущее нашей страны.

Желаем Телеграм-каналу НОП новых подписчиков и интересных событий. Надеемся на дальнейшее продуктивное взаимодействие!»

#ДрузьяНОП
источник
Научно-образовательная политика
Елена Загайнова, Ректор НИУ «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»:

«НОП - площадка, которая в динамике отражает процессы, происходящие в сфере образования и науки, описывает ключевые тренды и стратегические концепты. Площадка, на которой профессионально и оперативно представляются аналитические обзоры экспертов. Площадка, которая позволяет быть в постоянном информационном потоке самой актуальной и оперативной информации, которая позволяет руководству Университета принимать стратегические решения»

#ДрузьяНОП
источник
Научно-образовательная политика
Через 15 минут, в 12.00 (мск), начнётся заседание Президиума Российского Союза ректоров в режиме видео-конференции.  

ПОВЕСТКА:
1.     Выступление Президента Российского Союза ректоров,  ректора МГУ  имени М.В. Ломоносова, академика Виктора Антоновича Садовничего.

2.  «Новые подходы к модели высшего медицинского образования». Доклад Вице-президента Российского Союза ректоров, ректора Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, президента Ассоциации медицинских и фармацевтических вузов России Петра Витальевича Глыбочко.

Планируются также выступления:
- Декана факультета фундаментальной медицины Московского университета Всеволода Арсеньевича Ткачука;
- Декана медицинского факультета Санкт-Петербургского
государственного университета
Петра Казимировича Яблонского;
- Сопредседателя Студенческого Союза Московского  университета, ординатора факультета фундаментальной медицины Екатерины Игоревны Зимаковой.                                               Трансляция будет доступна по ссылке: https://conf.distant.msu.ru/live/rsr
источник
Научно-образовательная политика
Юлия Шальнева, руководитель управления маркетинга и коммуникаций НИТУ «МИСиС»:

«НОП - это современный цифровой канал коммуникаций, где зачастую получить актуальную информацию можно быстрее, чем на сайтах информационных агентств. Коллеги работают очень быстро и профессионально, размещая новости на канале прямо с мест событий. При этом, помимо федеральной повестки есть фокус на событиях научно- образовательной отрасли, которые подаются глубоко и взвешенно, с погружением в детали тех глубинных процессов, которые происходят, качественной аналитикой и выявлением инсайтов»

#ДрузьяНОП
источник
Научно-образовательная политика
Антон Назаров, ИГСУ РАНХиГС, экс-старший директор по информационной политике НИУ ВШЭ, Директор по связям с общественностью «Интер РАО» (2010-18гг.), дважды  лауреат премии «Медиаменеджер России»:

«НОП - один из самых значимых Телеграм-каналов в русскоязычном сегменте. Его читают и активно используют в работе все лидеры мнений в российской науке и образовании. Это больше, чем просто канал - в конкуренции с качественными СМИ всё чаще за счёт высокой степени кастомизации выигрывают более оперативные и профессиональные каналы в Телеграме. Таково всё семейство НОП, и я бы рекомендовал всем значимым стейкхолдерам читать его регулярно».

#ДрузьяНОП
источник
Научно-образовательная политика
Двадцать второго июня
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.

Сегодня, 22 июня, в День памяти и скорби, исполняется 79 лет с начала Великой Отечественной войны.

Это памятная дата во всех смыслах слова – обычно она обходится без пафосных речей и громких мероприятий. Сегодня мы вспоминаем тех, кто не вернулся с полей сражений самой страшной войны в истории нашего Отечества.

Нужно помнить, чтобы не повторять ошибок прошлого, нужно помнить, чтобы быть достойным своих предков, нужно помнить, чтобы ценить мирное небо над головой.

В этот день нельзя, неправильно, недопустимо упиваться трагедией в духе лозунгов «Можем повторить». В День памяти и скорби допустимо разве что «Не забудем, не простим», но и жить исключительно прошлым нельзя. Оно должно стать фундаментом будущего, его принятие и осознание – не вызывать реваншистские настроения и квасной патриотизм, а стимулировать к новым достижениям, открытиям и свершениям.

Во все прочие годы, за исключением, разве что, 1945-го, 22 июня было скорбным братом Дня Победы 9 мая. Однако, коронавирус внес дополнительные и очень значимые смыслы.

Образовавшаяся смысловая связка 22 и 24 июня – от дня начала войны до празднования ее окончания – наделяет эти две даты практически христианским мистицизмом. От распятия до воскресения – в год 75-летия Победы символически замыкается «военный год». И особенно значимо, что главный праздничный концерт пройдет 24 июня не в Москве, а в Волгограде, на Мамаевом кургане.

В сознании россиян есть только два явления, когда в рамки 12 месяцев встраивается и регулярно циркулирует масштабная эпоха. Первая – это год христианский, с ключевыми датами Рождества Христова и Пасхи. Второе – Великая Отечественная война, которая каждый год отсчитывает героические и вместе с тем скорбные даты – начало войны, битва под Москвой, блокада Ленинграда, оборона Сталинграда, многие другие масштабные операции и битвы «у безымянного поселка на безымянной высоте».

Три четверти века минуло с 9 мая 1945 года, 79 лет с начала той войны – но и сейчас она остается одним из неколебимых стержней национального характера.

В тяжелую годину эпидемии и спада в экономике как никогда россиянам нужны вера и надежда, чувство, что мы все преодолеем, потому что мы вместе. По брусчатке Красной площади, а также по улицам и площадям многих других городов скоро пройдут парадные расчеты. Ради нас всех, ради нашей Победы над любыми вызовами, ради нашего будущего.

И от памяти и скорби мы перейдем в чистую «радость со слезами на глазах» парада Победы.

Помните. Будьте достойны великого поколения победителей. Идите только вперед – ведь именно за будущее шла та война. За то, чтобы оно в принципе было для всех народов мира.
источник
Научно-образовательная политика
SAS&НОП: Экспертный разговор (1/2)

19 июня состоялся экспертный разговор директора школы перспективных исследований ТюмГУ Андрея Щербенка и научного руководителя ЭАЦ «НОП», ведущего эксперта Института образования НИУ ВШЭ Евгения Сжёнова.

Обсуждение актуальных вопросов повестки высшего образования началось с биографии Андрея Щербенка, который отметил что первое образование человека является его идентичностью и он всегда испытывал проблемы с узкой идентичностью (такой подход уже не актуален). Несмотря на филфак СПбГУ, изначально он учился физике. После успел поучиться и поработать в США. Именно потому, что не был узким специалистом, смог попасть в МШУ Сколково, где в центре трансформации образования, смог посмотреть на университеты иначе: как на «силу зла». Понимание того, что он дает рекомендации, как управлять университетами, но при этом сам не занимал управленческих позиций -  привело его в Тюмень. Появилось предложение возглавить школу перспективных исследований ТюмГУ. Многие лучшие идеи можно реализовать и в региональных университетах, уверен Андрей.

Школа позиционирует себя как научно-образовательный гринфилд. В России есть несколько гринфилдов. Это что-то новое, что университет создает с нуля. Гринфилд должен отличаться от всего университета тематически, дисциплинарно и тем, как он работает. Школа SAS все эти критерии включила в себя. Университетам нужен такой инструмент трансформации, потому что это дает возможность университету двигаться. Гринфилд – маяк внутри университета, на который он может ориентироваться. Модель развития, когда давно устоявшийся университет делает внутри себя такие зоны, делает оценку более объективной и независимой, а решения эффективными.

В вопросах дистанта университеты, которые хорошо работали в оффлайн, они хорошо работают и в онлайн и наоборот, считает Щербенок . Хороший университет взаимодействует со своими студентами и ситуацией, после чего адаптирует свои программы. Нет разрыва между оффлайн и онлайн-лидерами. Хороший университет должен уметь хорошо отвечать на вызовы. В SAS все курсы состоялись в полном объеме, а также удалось расширить онлайн-приложение. Считается, что в онлайн легко перейти лекционному материалу, хуже переходит интенсив. Если студенты вовлечены в диалог, они больше вовлечены. На лекциях сложнее удерживать внимание студентов.

Появляются все новые технические решения по созданию Гринфилда. Сегодня Андрей Щербенок применил бы другие (в сравнении с 2017 годом, когда начинал работу в ТюмГУ). Представления об образовательной модели его за 3 года поменялись: формат свободного образования – не застывший формат, который можно инсталлировать, а потом воспроизводить. Надо создавать экспериментальные пространства, которые развиваются постоянно. В любом университете должна быть постоянно действующая машина по проверке информации и трансформации. Модель свободного образования не ставит целью подготовить человека под конкретное рабочее место, но она создает свободу организаторам экспериментировать с разного рода параметрами.

Источник: https://vk.com/video-146251082_456239156
источник
Научно-образовательная политика
SAS&НОП: Экспертный разговор (2/2)

SAS никогда не работала на показатели. С точки зрения публикационной активности, школа вносит вклад в 5-100, но гораздо меньше, чем могла бы, если бы сконцентрировалась на преподавателях. Международные профессора школы реально работают в ТюмГУ, независимо от KPI. В этом смысле SAS лучше впишется в ПСАЛ, чем в 5-100, потому что есть акцент на результат.

Что касается российского высшего образования, то вузы очень разные. Университеты, которые участвуют в программе 5-100, заимствовали лучшие мировые практики. Но в вузах отсутствует экспериментальная практика, многие форматы заимствуются формально. Задача – стать новаторами в области высшего образования, делать модели, которые могут быть уникальными. А также перейти от этапа догоняющего развития к инновационной модели образования.

Модель 2+2 в SAS внедрена несколько лет назад. Студенты после поступления имеют ядерную программу и элективные курсы, которые выбирают по своему выбору до конца 2 курса. До этого времени надо выбрать профиль подготовки. Знания изнутри университета заставляют студента переосмыслить свой выбор. Проблема модели в том, что ее можно внедрять формально. Есть риск сильно сузить возможность выбора. Еще один риск– всю базу осваивать на 1-2 курсе, специализацию – на 3-4, тогда студент не понимает особенностей осваиваемой профессии, т.к. на первых курсах отсутствовали дисциплины по выбору. Важно переосмыслить первые 2 года таким образом, чтобы выбор студента был лучшим. Обучение должно быть осмысленным, задача бакалавриата не в том, чтобы подготовить профессионала.

Программа экспериментального высшего образования в виде магистратуры была запущена в SAS для людей с управленческим опытом, для которых школа выступает лабораторией. Она предполагает, что в течение 8 месяцев обучающийся взаимодействует с профессорами и преподает сам. Он экспериментирует в новых форматах. Управленческий состав должен погрузиться в дисциплинарную логику всех звеньев университета, при этом удерживать рамку, чтобы образование приводило к результатам.

Разные уровни управления требуют разных уровней компетенций. Акценты на компетенциях сегодня: стратегическое видение, умение создать эффективную команду. У преподавателей разные мотивы и резоны, управленец в вузе должен уметь понимать это. Инструменты неимитационного внедрения трансформации – один из главных навыков современного руководителя университета. Для работы в рамках гринфилда нужны определенные люди, но у большинства университетов нет возможности нанять тех, кто будет работать в рамках новой модели.

Еще один ограничитель для магистерской программы SAS – английский язык, поэтому будет продолжена работа по развитию пространства для дополнительного образования. В университетах грядут изменения, и это требует большого количества людей. «Программа для взрослых людей» - внутри нее будут попытки сделать короткие модули  в течение следующего года. В 2021 году будет использоваться то, что ТюмГУ делает в рамках персонализации образования. Сейчас университет помогает другим вузам внедрить 2+2. Своей задачей SAS видит подготовку тех людей, которые запустят процесс трансформации в своих вузах.

Разговор получился насыщенным и разносторонним. Профессиональное видение управления и развития  высшей школы у Андрея Щербенка весьма нестандартное, но именно поиск новых горизонтов способен лечь в основу научно-технологического прорыва.
источник
Научно-образовательная политика
Академическая популяризация

Постановлением Президиума РАН №96 от 16 июня 2020 г. утвержден состав Комиссии по популяризации науки.

Председателем назначен вице-президент Алексей Хохлов. Напомним, он также является полуформальным куратором Комиссии по противодействию фальсификации научных исследований.

В состав вошли представители многих ведущих СМИ в научной сфере. Вместе с тем, неясно, почему не представлены обладающие тематическими приложениями Независимая газета и Коммерсант.

«Диссернет» представлен Михаилом Гельфандом. Надеемся, что популяризация не будет столь же инфицирована политикой и пиаром, как деятельность КПФНИ.

Примечательно включение в состав Елены Шмелевой («Сириус»). Помимо успешности этого формата привлечения молодежи в науку можно усмотреть и политический смысл. РАН нуждается в серьезных союзниках, поскольку популяризация науки – вещь бюджетоемкая и находящаяся в зоне интереса многих влиятельных акторов научно-образовательной политики.

Ждем от РАН ярких инициатив. Она на это способна.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник