Size: a a a

Научно-образовательная политика

2020 May 17
Научно-образовательная политика
Экономический мемоРАНдум (2/2)

Прогнозы
•  Ускорение структурных изменений, которые наметились до коронавируса,
•  «Цифра» подтолкнет к ускорению смены парадигмы развития,
•  В 2020 году ожидается сокращение ВВП и госбюджета, снижение доходов, рост числа бедных,
•  Пандемия усиливает рост поляризации доходов,
•  Рост социализированных типов производства,
•  Кризис будет глубже, чем в 2009 году, он потребует больше времени для выхода,
•  Переход к ответственному развитию экономики, сконцентрированному на нематериальном росте и потреблении; в качестве источников выступят неограниченные природные и интеллектуальные ресурсы,
•  Решение задач в краткосрочной перспективе приведет к осложнениям в экономике по аналогии с США,
•  Необходима среднесрочная таргетированная политика выхода из кризиса с учетом возможности второй волны пандемии,
•  Инфляция неизбежна,
•  Изменения будут происходить также в сфере трудовых отношений,
•  Окончание мер поддержки в этому году может повлечь откат в следующем,
•  Минфин будет больше отдавать экономике, чем забирать.

Решения
•  Для перехода к социально-экономическому развитию необходимо форсированное усиление 2 драйверов роста: инвестиций в основной капитал и вложений в экономику знаний не менее чем по 10-15% ежегодно,
•  Наиболее логичным способом балансирования бюджета может стать использование валютных резервов,
•  Важен правильный ответ со стороны денежно-кредитной политики. Нужно до 2-3% снизить ключевую ставку ЦБ. Рост денежного предложения будет способствовать увеличению степени загрузки и потребительского сектора, и производств,
•  Нужно компенсировать потери консолидированного бюджета,
•  Необходимо снизить курс рубля к доллару,
•  Требуется ужесточить контроль и повышенное налогообложение трансграничного перемещение капитала,
•  Разрешить использовать НДС и страховые взносы для оплаты труда в течение 3-4 месяцев,
•  Внедрить эффективную систему налогообложения по европейской шкале,
•  Увеличить товарные запасы,
•  Запустить целевые кредиты с низкой % ставкой с жестким контролем целевого использования,
•  Повысить финансирование здравоохранения,
•  Модифицировать бюджетные правила: сократить дифференциацию между столицей и регионами.

Академики поддержали установку о важности перехода от кризиса к социально-экономическому росту вместо возвращения к стагнации. Главная задача макроэкономической политики сейчас состоит в поддержании устройства и занятости для стабильности кредитно-денежной политики. При этом важен вопрос доверия к изменениям со стороны общества. В перспективе стоит ориентироваться на возникновение социально-экологического рыночного общества. Если не отказаться от сырьевой экономики, то стоит уже сейчас начинать готовится к новому кризису.

По итогам онлайн-встречи Александр Сергеев еще раз подчеркнул, что совместные решения будут оформлены в единый документ для Правительства с содержанием причин и рекомендаций по преодолению кризиса.

Рекомендации членов РАН напоминают меморандум, а сам форум – политический шаг РАН особенно в сфере экономики. Здесь Академия всерьез заявляет о себе как об одном из ключевых «мозговых центров» в области экономической политики. Взаимодействие науки и политики становится связанным и системным, что может дать эффективные результаты уже в краткосрочной перспективе – в том числе, в финансовой сфере.
источник
Научно-образовательная политика
​​15 мая в московской больнице №67 умер Евгений Игнатов, доктор географических наук, завкафедрой геоэкологии и природопользования филиала МГУ в Севастополе. Ему было 82 года.

По сообщениям СМИ, Игнатова после ухудшения состояния подключили к аппарату ИВЛ.

Игнатов заведовал кафедрой с момента основания Черноморского филиала МГУ в Севастополе.
источник
Научно-образовательная политика
Учебный год: конец и начало (1/4)

Сегодня (17 мая) в эфире радио «Комсомольская правда» министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков дал интервью Александру Милкусу.

Что особенного в этом году будет в выпускных экзаменов для студентов, с вручением им диплома? Значит ли это, что все ребята будут проходить через систему так называемого прокторинга, проверки, кто находится на удаленке и кто сдает экзамены?

Давайте по порядку. Это, пожалуй, самый актуальный вопрос. Государственная итоговая аттестация – я бы ее разделил на 2 части: для выпускных курсов, это принципиально важный момент – защита диплома и государственный экзамен. У нас ситуация такая, что 77% вузов сохранили и государственный экзамен, и защиту ВКР. Но 23% прошли по другому пути: они оставили только защиту дипломов, как мы их раньше называли, в законе – это ВКР, как единственную форму государственной итоговой аттестации. Закон такое право предоставляет вузам, и часть из них этим воспользовались. Что касается специальной системы идентификации личности и удаленного контроля за тем, как студенты сдают, то это один из вызовов, с которым, мне кажется, практически все вузы уже справились. Более того, на национальной платформе открытого образования до 1 июня 16 ведущих вузов России пообещали нам, что представят такое решение для тех университетов, которые еще не определились, где они и какой продукт будут использовать. Хотя надо сказать, что на рынке есть соответствующие компании, которые предоставляют услуги. Часть наших университетов сотрудничают с крупными коммуникационными корпорациями, допустим, УрФУ с Ростелекомом и так далее. Так что в целом этот вопрос принципиально решен.

Все это будет на удаленке? Никто в аудитории в этом году приходить не будет?

Смотрите, Александр, как ситуация складывается. Исходя из текущей [картины], да, именно таким образом нацелены все вузы. Если вдруг в отдельных субъектах ситуация изменится в лучшую сторону, стабилизируется и будут соответствующие рекомендации Роспотребнадзора и глав субъектов, то есть решения региональных органов власти, которые позволят вернуться в аудитории, я думаю все с удовольствием такой возможностью воспользуются. Но мы настраиваемся и готовы по такому, не то чтобы пессимистичному, реалистичному сценарию, если есть необходимость, организовать все дистанционно.

То есть студентам все равно к выпускным экзаменам готовиться надо? Не прокатит?

Не прокатит, как Вы говорите. Но у нас есть такой еще момент, мы понимаем, что далеко не все можно сдать дистанционно. Есть специфика обучения в медицинских, инженерных вузах, творческих вузах. Есть вещи, которые по определению невозможны: лабораторные работы, для которых, скажем, доступ к оборудованию необходим; практикумы лабораторные и так далее. Если это переводные курсы, то все университеты приняли решения сдвинуть соответствующие форматы промежуточной аттестации – зачеты, экзамены; на другое время. На осень, как правило, с тем, чтобы компенсировать в последующем. Конечно, законодательство такое позволяет, но это в принципе очевидное, логически напрашивающееся решение, поскольку программу все равно студент должен освоить. Не на втором, скажем, курсе одну из дисциплин студент пройдет, а на третьем курсе. Такое допустимо.

Запись интервью: https://youtu.be/uEYizN--ne4
YouTube
Министр Фальков об учебе на удаленке
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в прямом эфире программы «Родительский вопрос» на Радио «КП» обсудит выпускные экзамены, поступление в вузы и стоимость обучения в 2020 году
Реалити-шоу «Худеем на карантине» здесь https://www.youtube.com/watch?v=KaXysz5HFBM...


Подпишись на канал «Комсомольской Правды»: https://www.youtube.com/channel/UCSK57JMV0OJL1C7V-YOEVkQ?sub_confirmation=1

И присоединяйся к нам в соцсетях:

➡️Facebook https://www.facebook.com/onlinekpru
➡️Вконтакте http://vk.com/kpru
➡️Twitter https://twitter.com/onlinekpru
➡️Одноклассники http://www.odnoklassniki.ru/kpru
➡️Инстаграм https://www.instagram.com/onlinekpru/
➡️ТикТок https://www.tiktok.com/@rukptok
➡️Телеграм https://tele.gg/joinchat/AAAAAEI5npMTU64W5pEmLg

Подписывайтесь на наши плейлисты, чтобы быть в курсе самого главного:

Главные новости: https://www.youtube.com/watch?v=hIreKZdVRfA&list=PL9XjpYQLJGURK8vnFtdSRwgQcXMP3rhnt

Прямые трансляции: https://www.youtube.com/watch?v=DJ1MYWp0fi0&list=PL9XjpYQLJGUQmEdzId9x7FV58gAGklddd…
источник
Научно-образовательная политика
Учебный год: конец и начало (2/4)

Валерий Николаевич, мы с Вами, когда говорили несколько месяцев назад, как раз обсуждали поручение Президента о существенном увеличении бюджетных мест в региональных вузах. Было такое поручение. Как раз с 1 сентября. Я так понимаю, что у нас ситуация экономически не такая простая, и в общем-то организовать это достаточно сложно. Будет ли увеличение бюджетных мест в региональных вузах с этого учебного года? Или все-таки со следующего?

Бюджетные места в вузы на этот год были выделены в прошлом году еще в мае. Так устроена система распределения контрольных цифр приема. Сейчас мы внимательно прорабатываем вопрос с тем, чтобы в тех случаях и в тех субъектах, где это необходимо, постараться выделить дополнительные бюджетные места. Но, правда, с каждым годом, справедливости ради надо отметить, их все-таки становится больше. А со следующего 2021 года, мы с Вами это обсуждали, будет существенное увеличение ежегодное до 2024 года. На это есть уже соответствующие бюджетные средства, они заложены, и определено количество мест.

Какова судьба платных студентов? Понятно, что не у всех семей экономически может быть возможность в следующем году платить. Вы просили вузы оставить и не индексировать цены прошлого года. Какие еще есть решения?

Да, это непростое решение при всей его кажущейся простоте, поскольку мы знаем, что бюджет многих вузов как раз во многом и сформирован, исходя из платы за обучение студентов. Следовательно, и зарплаты преподавателей с этим напрямую взаимоувязаны. Все преподаватели сегодня работают. Я, кстати, пользуясь случаем, хочу поблагодарить, поскольку в этот сложный период многие из них добросовестно и по существу перешли на индивидуальную работу со студентами, и они еще больше времени тратят на то, чтобы обеспечить должное качество образования, поскольку необходимо было переработать тот материал, который был традиционном формате, переработать, и давать его удаленно. И я разговариваю со многими преподавателями из самых разных регионов и чувствую, что они все-таки сделали максимально возможное в этой ситуации и постарались обеспечить именно достойное качество.

Какие-то дополнительные меры поддержки платным студентам? Мы сейчас говорим, например, по поводу образовательных кредитов беспроцентных или с минимальным процентом?

По стоимости и по платным. Я почему про преподавателей и про качество сказал, потому что стоимость напрямую связана с качеством. Такой уж у нас сегодня общественный дискурс, я бы сказал. По стоимости обучения на следующий год. С учетом всех обстоятельств наиболее оптимальное решение, которое поддержали абсолютное большинство университетов, мы обсуждали его с президиумом Российского союза ректоров. И такое решение приняли коллегиально университеты – о сохранении стоимости обучения на уровне 2019 года, то есть о неиндексации стоимости обучения. При этом у вузов, конечно же, остаются [и иные] возможности. Мы сейчас понимаем, что вузы получают от студентов огромное количество обращений по поводу рассрочек. И также этот разговор ведем. Рекомендуем вузам по возможности предоставлять максимальные рассрочки, но это всегда индивидуальная история.
источник
Научно-образовательная политика
Учебный год: конец и начало (3/4)

На этом же президиуме Вы говорили о том, что, может быть, у вузов самим появится возможность устанавливать стоимость платного обучения. Это как может быть? Документы надо менять? Вы там сказали очень хорошую фразу, что тот, кто будет демпинговать, тот будет подвергнут остракизму.

Да. Потому что вузовское сообщество сплотилось, и вы знаете, мы привыкли всегда, что на регуляторы оглядываемся, то есть на министерство, а в этот непростой период мы видим, что вузы они многое сами регулируют и определяют, принимая решения коллективно. И все остальные уже так или иначе следуют им. Поэтому что касается стоимости обучения, здесь идет речь о том, что у нас есть нормативная стоимость обучения на бюджетные места, но и, соответственно, мы даем возможность, соответствующий приказ уже подписан, вузам установить стоимость обучения на уровне 2019 года, то есть по тем нормативам, которые были в прошло году.

Получается, что раньше было правило, что платное обучение не может стоить меньше, чем обучение на бюджете по этой же специальности. Сейчас, если вузы будут сами устанавливать, как вы определите, они демпингуют или не демпингуют? Где критерии?

Критерий будет установлен в соответствующем приказе, который мы подготовили. Просто [вступит в силу он] в свое время. Давайте посмотрим на историю вопроса, в разных вузах можно было за разную стоимость получить образование. Для примера возьмем какую-нибудь техническую специальность или инженерную. Когда вам предлагали получить образование за, там допустим, 30, 20 или 40 тысяч, при том, что в ведущих вузах это стоило в 3-4 раза дороже, и понятно, что это было обеспечено, поскольку это инженерная специальность (направление) была обеспечена соответствующей лабораторной работой, квалифицированными преподавателями, методическими материалами и так далее. По определению не может стоить меньше, чем какая-то сумма, поэтому появился приказ, который привязывал стоимость на коммерческих местах к стоимости на бюджетных местах. В этом году с учетом специфики ситуации мы даем вузам определенную свободу, но, конечно, не абсолютную. Сейчас вот определим минимальный размер и принцип, которым должны руководствоваться вузы. Определенные принципы будут заданы министерством, то есть вуз не сможет произвольно установить любую стоимость. Не будет такого, что в одном вузе, скажем, обучение по экономике будет стоит 20 тысяч, а в другом – 120 тысяч, потому что это неправильный подход.

Валерий Николаевич, еще один, уже наверное, последний вопрос. Вот вы рекомендовали вузам развернуть программы трудоустройства студентов на нынешний период и на лето. Как, если у вузов самих в общем-то с деньгами не очень хорошо сейчас, а они еще должны обеспечить студентов? Тем более, как я понимаю, студенческие отряды в этом году вряд ли будут формироваться.

Давайте начнем с того, что сегодня 149 вузов, подведомственных министерству науки и высшего образования, уже участвуют в этой программе, и трудоустроено больше 15 тысяч человек.
источник
Научно-образовательная политика
Учебный год: конец и начало (4/4)

В вузах трудоустроено?

Да. Но мы понимаем, что часть студентов, а появилось такое понятие «студенческая безработица», были заняты, и по понятным причинам в связи с ограничениями потеряли хоть не большой, может быть, но источник дохода. Кто-то платил за обучение, кто-то на эти деньги жил. Мы понимаем, что студентам надо помочь, поэтому оперативно, сначала 3 вуза было в качестве пилота опробовано, мы видим, что понравилась. Поэтому такой эксперимент [был поставлен] – [получили] положительные отзывы от студентов. Потом в течение 2,5 месяцев стало включаться больше вузов. И теперь на данный момент уже почти 149 образовательных организаций. Речь о чем идет: нужна частичная занятость, с учетом специфики студентов, тех компетенций, тех знаний, которые у них есть. Это работа цифровыми ассистентами, работа консультантами – психологами. Почему студенты старших курсов по направлению «Психология» не могут? Могут и они включаются. Это помощь, допустим, в реализации образовательных программ для населения, это курсы иностранного языка, помощь в подготовке школьникам к экзаменам и так далее. Это не сезонная вещь, мы планируем, что на лето эта работа будет продолжена, в том числе в приемный комиссиях. Что касается студенческих отрядом. Мы здесь прорабатываем вопрос и планируем трудоустройство большого количества студентов в летний нетрудовой семестр летом 2020 года. Поэтому я бы пока однозначно это направление, что называется, не сбрасывал со счетов. Я бы все-таки посмотрел, как будет развиваться ситуация.

Валерий Николаевич, если у Вас есть еще время, можно еще один вопрос задать Вам?

Да, пожалуйста. Только последний, если можно.

Скажите, пожалуйста, вот на этом же президиуме было рассказано про своеобразную организацию выпускного вечера для студентов вместе с площадкой «Россия – страна возможностей». Я не очень могу понять, это будет всероссийский выпускной для всех студентов российских вузов дистанционно? Будет какой-то концерт? Как это Вы видите?

Да, мы с такой инициативой вышли. И совместно с Российским союзом ректоров и общественной организацией «Россия – страна возможностей» планируем в первой декаде июля провести впервые всероссийский выпускной. Мы исходим из того, что в реалиях текущего дня в основной своей части он будет готовится онлайн. Но, судя по всему, если ситуация будет более благоприятна в отдельных субъектах, то у нас будет такой смешанный формат, где-то будет возможность, может быть, и провести в нормальном оффлайновом формате, как сегодня говорят. Почему это необходимо? Почему это важно? Потому что время очень сложное, нужно показать студенческую солидарность и что-то позитивное, потому что мы с вами последние месяцы в очень непростых условиях живем. Поверьте, у студентов, мы делаем замеры, точно такое же настроение – одна из главных потребностей, на что они указывают – это личное общение. А представьте выпускные курсы, они, по существу, давно уже друг друга не видели, им надо будет сдать сейчас государственные экзамены и защитить дипломные работы, конечно, они бы хотели, чтобы как-то окончание вуза не прошло незамеченным, потому что это всегда событие, это большая веха в жизни и всегда это по особому отмечается, поэтому есть предложение. Что касается сценария, то он сейчас прорабатывается, вы же знаете, что на той неделе было достигнуто соглашение. Я думаю, что в ближайшие 2-3 недели мы представим его общественности, обсудим. Вузы подключились, все восприняли это очень хорошо. И сейчас идет большая творческая работа по поводу того, как интересно организовать это всероссийское мероприятие.

Спасибо большое! Это был Валерий Николаевич Фальков.
источник
Научно-образовательная политика
Посмотрел интервью Министра Валерия Фалькова на Радио КП и вспомнил приятные моменты, когда мы с коллегами из "Комсомолки" делали цикл передач "С ректором в контакте". Боровская,Анисимов,Черникова и другие коллеги. Хороший был формат - экспертный разговор "без галстука". Сегодня онлайн-встречи во многом развили этот формат диалога. Через полторы недели вас (и в первую очередь, ректоров вузов) ждёт очень интересная встреча, которую мы с коллегами готовим на платформе ММСО.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Сегодня в 18:00 состоится стрим с нашим другом - проректором ДВФУ, лидером Кружкового движения НТИ Дмитрием Земцовым.

Мы попросили Диму рассказать о чём пойдет разговор.

Дмитрий Земцов:

Поговорим со школьниками - участниками "Большой перемены" о том, какие у них есть возможности, чтобы вести свой проект, самому находить для себя возможности учиться важным вещам, быть в сообществе единомышленников - таких же юных технологических энтузиастов, стремящихся изменить мир вокруг себя к лучшему.

https://t.me/stranavozmojnostey/557
источник
Научно-образовательная политика
Москва-Сибирь: качай антивирь

Сибирское отделение Российской академии наук пытается одним выстрелом убить несколько коронавирусных зайцев: и отношения с Сергеем Собяниным углубить, и вклад в противодействие эпидемии, и в накладе не остаться.

В рамках последнего заседания межведомственной рабочей группы Сибирского отделения Российской академии наук по коронавирусной инфекции была рассмотрена перспективная методика массовой диагностики, позволяющая проводить тестирование большого количества людей с помощью отечественных газоанализаторов.

Известно, что нормальный выдох человека – это «отпечаток метаболизма». Анализ человеческого дыхания – новая и перспективная методика. Она позволяет неинвазивно контролировать биохимические процессы, что делает ее доступной и безопасной. Сегодня многие исследователи видят потенциал в анализе выдоха человека, но использование таких технологий в клинической диагностике ограничено из-за высоких затрат на специальные и высокоточные приборы. Газовые хроматографы и масс-спектрометры, используемые сегодня в научных лабораториях, неприменимы в повседневной жизни. Кроме того, такие приборы имеют потребность в экспертном персонале, а для выполнения анализа требуется слишком большое время.

Вместе с тем, в Институте автоматики и электрометрии СО РАН совместно с промышленным партнером, компанией ООО «Сайнтификкоин», создан отечественный газоанализатор HEALTHMONITOR, позволяющий преодолеть существующий технологический барьер для перехода методики в массовое использование. Компактный отечественный газоанализатор производится на территории Новосибирской области в Академгородке и уже эксплуатируются в 12 странах (США, Германия, Италия, Индия, Китай, Бельгия и др.). Ученые предложили решение по массовой диагностике людей в местах скопления и длительного пребывания (аэропорты, вокзалы, метрополитен, магазины, аптеки), на рабочих местах и в других случаях.

Первичную диагностику по метаболическим отпечаткам проводит нейросеть, для того, чтобы обучить ее в ускоренном режиме, руководитель МРГ при СО РАН по COVID-19, академик РАН Михаил Воевода обратился за помощью к Сергею Собянину. Ученым необходимо собрать «коллекцию» отпечатков больных с коронавирусной инфекцией и пневмонией, то есть выявить соответствующие биомаркеры (итоги метаболизма, протекающего в организме в ответ на инфицирование COVID-19).

Чувствительность аппарата находится на уровне лучших лабораторных устройств для газоанализа. Сенсор самоочищается и не требует периодической замены или обслуживания. Он немедленно готов к новым измерениям, что выгодно отличает ноу-хау российских ученых от иных устройств на других принципах.

Технологии эти мирового уровня, во многом уникальные. Но позволим себе копнуть поглубже и при этом взглянуть шире.

Сибирское отделение РАН и Сергей Собянин – неизбежные союзники. Родная для московского мэра Тюмень входит в пространство научного и научно-методического руководства СО РАН.

Речь идет не только о науке и технологиях, но и о бизнесе – за пилотным использованием явно последуют масштабные госзакупки, которые в данной ситуации проводятся по упрощенной схеме. А нейросеть потенциально открывает поток финансирования и по цифровому вектору.

Сразу же встает вопрос о неприкосновенности личных данных – ведь сбор подобных «выдохов господина ПэЖэ» требует отдельного информированного согласия пациентов, на которое, как мы подозреваем, никто не будет тратить время и нервы.

Что в итоге? Перспективная разработка мирового уровня – да, реальная помощь в борьбе с COVID-19 – да, отличный бизнес-проект – да, научно-технологическая политика – в лучших своих проявлениях.

Будем надеяться, это все же будет ситуация Win-Win для всех участников – в первую очередь, для пациентов и обычных граждан, а лишь затем – «большая научно-политическая игра» и бизнес. Ведь подобных разработок у сибиряков много.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
Волонтерство «с умом»

Несколько дней назад состоялся вебинар на тему «Жизнь с дополнительным смыслом». Спикером выступил Артем Метелев, председатель Совета Ассоциации волонтерских центров и член Общественной палаты РФ.

Волонтерское движение в России активно развивается. В 2013 году только 3% россиян считали себя волонтерами, сейчас эта цифра составляет 15%. Согласно мировой практике, данная скорость считается очень высокой. Причина роста кроется в повышении осознанности в обществе. Сложности всегда сплачивают людей, что особенно актуально в условиях пандемии. Развитие волонтерского движения говорит о росте гражданской активности.

Волонтерство наполняет жизнь дополнительным смыслом, потому что часто на своей работе мы не ощущаем результат своего труда. Каждый хочет найти близких по духу и жизненным ценностям людей, добровольчество объединяет интересы.

Еще одно преимущество добровольческой деятельности – возможность наработать опыт.

В России массовое развитие волонтерского движения было вызвано Олимпийскими играми. Появилась инфраструктура волонтеров в стране, были созданы центры при различных структурах.

Однако есть системные недоработки добровольчества в РФ. Волонтерское движение в России не институционализировано: волонтерить идут в одиночку или с друзьями, а не через организации. Требуется комплекс мер социальной поддержки активистов, его планируют разработать до конца года. Туда войдут компенсация транспортных расходов, страхование жизни, обучение и пр.

Сегодня есть возможность централизовано узнавать о том, какие проекты и мероприятия реализуются в государстве через сайт Dobro.ru.

Артем Метелев отметил 2 ключевых качества волонтера:
1.  Умение и готовность брать ответственность за себя и жизнь другого человека;
2.  Быть щедрым на время и эмоции для добрых дел.

Отдельно в ходе вебинара обсудили проект «МыВместе» – гражданский ответ коронавирусу. Добровольцы оказывают помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями в доставке продуктов и медикаментов. Уже зарегистрировано 108 тысяч участников акции, многие из которых впервые участвуют в волонтерстве.

Важно, что развитие добровольчества – это показатель зрелости не только общества, но и его институтов. Модель социально ответственного бизнеса широко развита в странах Запада и давно показала свою эффективность, как с точки зрения точечного решения отдельно взятых проблем, так и с точки зрения «разгрузки» государственного бюджета.

Эта тема давно актуальна, в том числе в повестке молодежной политики. Практически каждая крупная корпорация закладывает данный аспект в собственные расходы. Нужно ориентироваться не на «кусочную» (разовую) помощь, а на системные инвестиции в будущее. К сожалению, в России бизнес привык использовать пожертвования как возможность сокращения налоговой базы, именно поэтому меры поддержки и помощи выглядят «сырыми» и «атомизироваными». В настоящий момент ситуация меняется. На примерах добровольчества сегодня мы это видим – компании кормят врачей и дарят им цветы за их труд в борьбе с коронавирусом. Безусловно, важно развивать не только волонтерство, но и социальную ответственность бизнесу, тогда мы сможем искоренить те компании, которые в моменты кризиса попросту оставили своих сотрудников без средств к существованию, и заменить их теми, кто может и готов работать хорошо и много на благо не только своего кармана, но и ради более достойной и высокой цели. Спасибо тем людям, которые борются за это.

Со своей стороны, хотели бы дать добрый совет Артёму, послушав мнение ряда его коллег, партнёров и руководителей.

Наши коллеги отмечают, что часто Артём Метелёв на общих совещаниях «прёт как танк» и за своей повесткой не видит задач коллег, которые часто не менее важны.

Самого высокого результата в сложной работе волонтёра можно добиться, умея слушать и слышать партнёров, а также видеть точки синергии.

Подробнее: https://events.webinar.ru/youthinstitute/4751348
источник
Научно-образовательная политика
Итоги недели

Главной темой недели, безусловно, стало окончание общероссийского режима нерабочих дней. С 12 мая регионы получили право самостоятельно решать, продлевать им режим самоизоляции или выпускать людей на работу.

В своём обращении Владимир Путин утвердил список категорий, которые могут рассчитывать на компенсации и льготы. Отвергнув вариант «вертолётной» раздачи денег, была выбрана стратегия адресной помощи. В общей сложности не менее трети россиян будет оказана госпомощь в том или ином виде.

Развитие получает тема выплат врачам. 200-300 рублей вместо обещанных 30-80 тысяч рублей, о которых активно писали многие наши коллеги по ТГ, стали откровенной издёвкой и показателем некомпетентности исполнителей в профильных министерствах. Президенту напрямую приходится вмешиваться в эту историю и заявлять губернаторам о недопустимости подобных ситуаций.

Офисами новой «опричнины» вполне могут стать Следственный комитет и прокуратура, которые, к радости рядовых граждан, проведут показательную порку региональных, а возможно, и федеральных чиновников, допустивших халатное отношение к указаниям первого лица государства.

Уже на этой неделе компетентные органы начнут заводить уголовные дела, а вместе с ними начнёт расти и рейтинг Президента, что будет как никогда вовремя на фоне разговоров о том, что датой голосования по поправкам в Конституцию выбрано 24 июня.

Активизация работы компетентных органов обостряет и внутриэлитную борьбу.

Как известно, чиновников, не перешедших тонкую грань между «можно» и «почти можно», не много. Для представителей региональных элит сейчас самое лучшее время, чтобы вывести из игры своих политических конкурентов.

Ожидаем большую войну компроматов, в том числе и в телеграм, следствием которой станут перестановки не только в областных министерствах здравоохранения, но и в правительствах регионов.

Фоном к главной теме прошли: информация об одном положительном и одном отрицательном тесте на коронавирус у Александра Лукашенко, разговоры об объединении Архангельской области и НАО как элементе предстоящей «битвы за Арктику», а также принятие закона об электронном голосовании, который может сильно изменить политический ландшафт нашей страны.
источник
2020 May 18
Научно-образовательная политика
Из-за пандемии прием студентов в США может сократиться на 13-20%, но это будет иметь огромные последствия для крупных вузов. Ожидается, что в лучшем положении в вопросе привлечения иностранных студентов окажутся те государства, где эпидемиологическая ситуация более благоприятная. В то же время пандемия не мешает развитию «интернационализации дома»: не имея возможности отправить своих студентов за рубеж или пригласить оттуда преподавателей, страны Глобального Юга активно осваивают онлайн-курсы, разработанные зарубежными вузами, в первую очередь американскими. 

Институт образования НИУ ВШЭ подготовил очередной
Дайджест COVID-19: Пандемия и высшее образование.

https://clt1154978.bmeurl.co/A5BECA6
источник
Научно-образовательная политика
Научные центры мирового уровня – ставки 20 к 1

Опубликован протокол вскрытия конвертов с заявками на II очередь отбора научных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука». В этот раз будет отобрано не менее трех НЦ МУ, выполняющих работы по приоритетным направлениям, зафиксированным в Стратегии научно-технологического развития и в редакции решения профильного Совета.

Всего поступило 60 заявок (при этом один конверт был с нарушенной маркировкой), то есть конкурс составляет 20 к 1.

Распределение количества претендентов по приоритетам:

1. Передовые цифровые технологии и искусственный интеллект, роботизированные системы, материалы нового поколения – 22 заявки.

2. Экологически чистая ресурсосберегающая энергетика, эффективное рациональное использование недр и биоресурсов – 3.

3. Персонализированная медицина, высокотехнологичное здравоохранение и технологии здоровьесбережения – 12.

4. Высокопродуктивное и экологически чистое агроаквахозяйство, создание безопасных, качественных и функциональных продуктов питания – 5.

5. Технологии обеспечения национальной безопасности (противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества и экономики) – 5.

6. Интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, исследование и эффективное освоение геосферы Земли и окружающей Вселенной (космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики) – 7.

7. Гуманитарные и социальные исследования взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов как эффективных ответов общества на большие вызовы – 6.

Напомним, что в сумме должно быть создано не менее 16 научных центров мирового уровня, что с учетом 3 геномных и 4 математических оставляет на НЦ МУ по приоритетам НТР – 9 мест. Очевидно, что каждый из приоритетов должен быть «закрыт» хотя бы одним центром. При этом стоит учитывать, что по своей сути многие из заявок не только междисциплинарные, но и «межприоритетные».

Как и в отборе геномных и математических центров, к участию допускаются научные организации и университеты любой подведомственности. Помимо подведов Минобрнауки, в заявках 8 раз фигурируют представители Минздрава (чаще всего – Сеченовский университет), 2 – Минобороны и по 1 от МИД и МЧС.

В основном объем запрашиваемого финансирования колеблется вокруг максимальных значений – от 0,8 до 1,03 млрд руб. Однако, некоторые заявки претендуют на более скромные значения – вплоть до 300 млн руб., хотя это (как и объемы 500-700 млн) являются скорее исключением, чем правилом.

Процедура вскрытия конвертов с заявками состоялась 13 мая, экспертиза поступивших заявок для участия в конкурсном отборе будет проведена Минобрнауки России – в срок, не превышающий 20 рабочих дней, и затем советами по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации – в срок не более 14 рабочих дней, начиная с 14 мая 2020 года.

По тематике претенденты охватывают все самые «горячие» темы – от сверхзвука до ядерных технологий, от исследований мирового океана до квантовых материалов.

Желаем удачи всем претендентам, а также напоминаем, что помимо отбора научных центров мирового уровня, впереди определение второй пятерки НОЦ, а для сельского хозяйства есть опция создания агробиотехнопарков, а также селекционно-семеноводческих и селекционно-племенных центров. Кроме того, всегда открыта опция создания научно-технологической долины (ИНТЦ).

Протокол вскрытия заявок: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1219
источник
Научно-образовательная политика
Рефлексия по управлению университетом: нужен ли высшей школе Декан 2.0? (1/2)

Эксперты НОП много лет профессионально занимаются различными аспектами управления в высшей школе, включая полный цикл управления университетами любого масштаба.

Несмотря на существование центров компетенций, которые готовят или «прокачивают» менеджеров от образования, подавляющее большинство управленцев системы высшей школы нуждаются в комплексной «перезагрузке».

Но еще больше российским университетам нужны руководители (от заведующего кафедрой до ректора), которые умеют гибко меняться в изменяющемся мире и формировать в вузе экосреду и управленческую модель нового поколения.

Нужно смотреть правде в глаза в некоторых сложных вопросах: система подготовки/подбора управленческих кадров для вузов нуждается как минимум в анализе слабых мест.

Мы провели анонимный опрос 45 деканов из 17 ведущих российских университетов – участников проекта 5-100 и федеральных университетов.

У 25% респондентов НОП мы обнаружили скрытое неприятие дистанционного формата работы вуза.

То есть все эти коллеги в период пандемии де-факто обеспечивают стабильность учебного процесса, но делают это без желания и, что важнее, без веры в правильность своих действий.

15% деканов признались, что «принципиально» не участвуют в общении со студентами, коллегами и руководителями через социальные сети и месседжеры (в основном What's App и Telegram).

Эти коллеги ведут общение только через рабочую почту и только в рабочее время.

Около 20% считают, что им не нужны стратегические сессии в формате «Островов» Дмитрия Пескова либо «прокачка» от МШУ Сколково или Института образования ВШЭ. Типичный ответ – «ваши стратсессии отрывают нас от дел, а как работать мы знаем и без москвичей».

Отметим ещё раз - мы задавали вопросы только деканам самых прогрессивных российских университетов, не затрагивая вузы «попроще».
источник
Научно-образовательная политика
Рефлексия по управлению университетом: нужен ли высшей школе Декан 2.0? (2/2)

По мнению многих наших экспертов, проблему можно решить через механизм системной подготовки и переподготовки «скамейки запасных» руководителей для российской высшей школы.

Знаем многих врио ректора, которые совсем недавно возглавили важные для своих регионов вузы – и оказались «связаны по рукам и ногам» слабой командой ректората, которую (по разным причинам) не спешат менять.

У ректоров в массе своей отсутствует понимание, что если в команде слабые специалисты – надо поискать тех, кто более эффективен.

В 95% случаев для (пере)назначения члена ректората решающим фактором становится лояльность и личная преданность руководителю вуза.

Безусловно, эту системную проблему нужно решать не «наскоком», а тоже системно.

Один из эффективных путей решения – формирование в ведущих региональных вузах центров компетенций в сфере университетского менеджмента. Такие центры дополнят традиционных и признанных лидеров (как Институт образования Вышки) и способны создавать хорошие коллаборации.

Один из примеров – Школа перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета, которая осенью запускает лабораторию по трансформации образовательного дизайна.

Она будет создана на базе магистерской программы «Экспериментальное высшее образование» (X-HE — Experimental Higher Education) и станет готовить профессионалов, способных запустить процесс конструирования образовательных моделей.

В этой связи НОП попросил рассказать о новой лаборатории Андрея Щербенка, директора Школы перспективных исследований ТюмГУ:

«Российское высшее образование должно сделать шаг от стратегии догоняющего развития к созданию собственных оригинальных решений. Заимствование чужих лучших практик, как зарубежных, так и советских, при всей своей полезности, не позволяет российским университетам эффективно ответить на вызовы, стоящие перед мировым и отечественным высшим образованием.

Для создания образовательных инноваций нашим университетам нужны экспериментальные лаборатории. Такая лаборатория будет создана в Школе перспективных исследований (SAS) Тюменского госуниверситета в рамках новой магистерской программы X-HE: Experimental Higher Education, которая будет запущена в этом году.

Площадкой для лаборатории станет бакалавриат SAS, в котором преподают профессора из 12 стран и полностью инсталлирован формат свободного образования. Гибкое мультидисциплинарное образовательное пространство SAS позволит испытать множество оригинальных образовательных решений и подготовить специалистов, способных творчески трансформировать образовательный дизайн российских университетов».

Подробнее: https://sas.utmn.ru/ru/the-glass-ceiling-of-russian-universities-and-experimental-higher-education/
источник