Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 December 11
Научно-образовательная политика
Тренды правозащиты

Вчера (10 декабря) состоялось заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека под председательством президента России Владимира Путина.

Коллеги из «Темника» отметили важный тренд – деполитизацию правозащиты. Действительно, вектор государственных усилий сейчас направлен таким образом, чтобы переключить вопросы прав человека из политической сферы полностью в социальную.

Именно поэтому всё большую поддержку получают «человеческие» инициативы (паллиативная помощь, вопросы обеспечения лекарствами, события вокруг 75-летия победы и т.п.), но в «политических» аспектах гайки закручиваются.

Здесь есть прямая связь с приданием политической системе большей гибкости – если раньше условная «стрелка правозащиты» была практически неподвижна в одной позиции, то теперь допускаются колебания. Сравнительно мягкий итог «московского дела» относительно «болотного» лишний раз это подтверждает, однако в целом – в рамках чуть большей свободы действий послабления и поддержку получили те направления, в которых государство заинтересовано («новая социалка»), многие же вопросы, связанные с политикой или госбезопасностью оказались под более мощным прессом, а приговоры стали суровее.

Второй аспект – патриотизм участия. Председатель СПЧ Валерий Фадеев в своем выступлении целиком и полностью интегрировал Совет в проводимую архитекторами внутренней политики работу по построению нового общества и «нового россиянина». Он отметил «бум добровольчества», а также обозначил важность перехода от общественного «контроля к участию».

Государство в социальных вопросах (а правозащита все больше относится именно к ним) ориентируется на восприятие инициатив гражданского общества «с мест», «из низов», разделения ответственности с волонтерами и некоммерческими НКО по неполитическим вопросам в рамках «новой социалки», а также отборе и тиражировании лучших местных и региональных практик, селекции и поддержки новых лидеров.

Проактивная позиция – разделение ответственности – активное использование возможностей в рамках социальных лифтов: это важные требования к Гражданину нового типа. И именно под такую модель будет постепенно подверстываться работа СПЧ.

Третий аспект – секьюритизация правозащиты. Владимир Путин акцентирует внимание на превентивном характере правоприменения многих норм – в этом он видит важный смысл определения границ дозволенного. Во многих смыслах он выступает за выявление той грани, где права отдельного лица могут угрожать правам (в первую очередь – на безопасность) других граждан, общества и государства.

А четвертый тренд правозащиты произошел совсем не в Кремле. Он касается научно-технологического прорыва. Заместитель главы фонда «Иннопрактика» Наталья Попова, как сообщает, например, The Insider, стала общественным омбудсменом по защите высокотехнологичных компаний. Это весьма значимое увеличение политического веса для Екатерины Тихоновой и Виктора Садовничего, которому нужно наглядно продемонстрировать верность решения президента Владимира Путина сохранить его на посту ректора МГУ.

Итог: правозащита деполитизируется, «социализируется», секьюритизируется, технологизируется.
источник
Научно-образовательная политика
Из жизни научно-образовательных центров мирового уровня: «КУЗБАСС» и Западно-сибирский межрегиональный НОЦ  принимают гостей на стендах, на стенде центра Белгородской области тоже принимают.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
@szhenov специально для @scienpolicy

Только что на ВУЗПРОМЭКСПО завершилась панельная дискуссия, в рамках которой мы отлично поговорили о СМИ, социальных сетях, Телеграме, работе пресс-служб университетов и умении вузов оперировать информационными проводами.

В беседе приняли участие:

Райфа Биткова, помощник Министра науки и высшего образования, руководитель пресс-службы Минобрнауки РФ,

Сергей Коляда
Руководитель Пресс-службы АНО «Россия -страна возможностей»,

Переверзева Ольга, руководитель пресс-службы олимпиады «Я - профессионал»,

Шатунов Сергей, пресс-секретарь ректора РАНХиГС,

Ольга Кармацкая, директор департамента ТАСС по маркетингу,

Ульяна Триска, компания «Медиалогия»,

Максим Киселев, профессор Сколтеха,

Ирина Гордина-Невмержицкая (экс-директор Информбюро 20.35),

Николай Подорванюк, главный редактор Индикатор.Ру,

Коллеги из ТАСС

Шаг за шагом зовём пресс-службы вузов в новый формат коммуникаций - с активной работы в соцсетях, отсутствием страха перед Telegram, эксклюзивными инфоповодами и оперативной реакцией в их отработке.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
#словоРАН#словоРАН – предвыборный спецвыпуск журнала «В мире науки»

Александр Лутовинов (председатель координационного совета профессоров РАН)
В 2015 г. было введено звание «профессор РАН», формально почетное. [В 253-ФЗ] совершенно четко прописано, что может делать академия и что не может. В том числе указано, что ее члены — это академики и члены-корреспонденты, больше никто. РАН, говоря формально, не может вводить новые позиции — ассоциированных членов, академических профессоров и т.д., а может только присваивать почетные звания. И это звание — «профессор РАН» — тоже почетное, но дается именно за научные заслуги. Критерием служит научный уровень: у соискателя должны быть возраст до 50 лет, докторская степень, результаты мирового уровня, желание и возможность участвовать в развитии академии наук и научно- технологического сектора России.

Появление звания профессора РАН стало одним из звеньев цепи форсированного омоложения академии — чтобы как-то ее реформировать, придать ей новый импульс.

Все, что профессора РАН делают именно в этом статусе, связано с общественной деятельностью и делается на добровольной основе, энтузиазме и безвозмездно.

Кандидатуры выдвигаются учеными советами институтов или членами РАН. Дальше проводится голосование на собраниях отделений. Далеко не все проходят, на вторых выборах конкурс был семь-восемь человек на место.

Средний возраст сейчас — примерно 44 года. Самому молодому профессору — 32 года. Сейчас у нас в корпусе 606 человек. В 2015 г. в первый призыв, было выбрано 493 человека, год спустя, на следующих выборах в основной состав академии, 101 профессор РАН стал членом-корреспондентом РАН. Более 50 профессоров РАН руководят научными и научно-образовательными учреждениями. Примерно половина работают в организациях Москвы и Московской области, около 15% приходится на Сибирское отделение РАН.

Руководящий орган — координационный совет, в который входят 44 человека. Есть председатель совета, которого назначает президиум РАН, заместитель председателя и ученый секретарь. В координационный совет входят представители отделений и руководители рабочих групп. У нас 14 рабочих групп по разным направлениям, которые занимаются научной аспирантурой, взаимодействием с органами власти, экспертизой, прогнозированием, другими ключевыми направлениями, представленными в задачах РАН. Например, профессора РАН активно работали над стратегией научно-технологического развития России и планом ее реализации, продолжают участвовать в создании нового закона о науке, входят в различные экспертные советы и рабочие группы при органах исполнительной и законодательной власти. Если говорить об организации внутренней работы, то наше сообщество, по сути, сетевое, есть информационный сайт, через который члены сообщества общаются между собой или в рабочих группах.

Профессора имеют право участвовать в работе своих отделений. Хотя у нас формально нет понятия совещательного голоса, тем не менее к профессорам прислушиваются. Что касается больших общих собраний членов РАН, профессоров на них тоже приглашают. Что же касается заседаний президиума РАН, то председателя координационного совета профессоров РАН на него приглашают регулярно.

Я на заседания президиума хожу постоянно, время от времени удается высказаться по какому-то вопросу, выступить с сообщением или в обсуждении, дискуссии. То есть мы можем доносить свое мнение до академии, а РАН, в свою очередь, ставит нам задачи и регулярно просит у нас отчет о проведенной работе.

Статус профессоров РАН определен постановлением президиума РАН. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы внести изменения в устав РАН или даже в 253-й закон, чтобы звание «профессор РАН» из почетного превратилось в официальное. За прошедшие несколько лет профессора стали играть в жизни РАН достаточно заметную роль. Во многих отделениях они тянут на себе большую часть отведенной академии наук экспертной работы. Президент РАН неоднократно говорил, что именно профессоров нужно привлекать к такой работе, потому что нас много, мы активно работаем и можем помогать своим отделениям.
источник
Научно-образовательная политика
Университеты: траектории развития

Сегодня в деловой программе Вузпромэкспо-2019 состоялось одно из ключевых событий мероприятия – презентация типовой «дорожной карты» развития вузов.

Сессиии прошли под руководством и при модерации министра науки и высшего образования Михаила Котюкова.

Ректоры и проректоры принимали участие в создании методических рекомендаций по разработке программ развития университетов и алгоритма определения контрольных цифр приема для вузов. Модератором сессии по формулированию методических рекомендаций для ректоров выступила Екатерина Бабелюк (Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования), а для проректоров – Ирина Карелина (старший директор по стратегическому развитию НИУ ВШЭ).

Среди участников – заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская, а также представители высшего управленческого звена образовательных организаций России.

По результатам полуторачасовой стратегической сессии ректоры поддержали необходимость выработки единой программы развития для всех университетов – программы, которая включала бы себя все основные направления развития, упомянутые в методике, но с учетом специфики вуза. «Дорожную карту» готовила группа руководителей ведущих вузов страны, а продемонстрировал результаты ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов.

Проректоры предложили конкретную детализацию по блокам: научная работа, учебная деятельность и международная деятельность с оговоркой, что, на самом деле, международные аспекты пронизывают все сферы функционирования университета.

Заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская, комментируя предложенные материалы, обратила внимание на необходимость более явного отражения национальных проектов в программах развития вузов.

Модератором второй стратегической сессии стал Андрей Омельчук, группа которого обсуждала внесение корректив в методику расчета КЦП на 2021 год. Наибольшие дискуссии прозвучали по вопросу расчета показателя трудоустройства выпускников в регионах и его учета в методике.

Итоги данной дискуссии подвел министр науки и высшего образования Михаил Котюков, обративший внимание на то, что вопрос определения методики КЦП на 2021 год - это «правовой вакуум» в связи с отсутствием методики и дал ректорам двухнедельный срок на вынесение предложений по этому вопросу, упомянув необходимость учета среди факторов: качество подготовки педагогов, балла ЕГЭ как по бюджетному, так и внебюджетному приему, среднего уровня дохода выпускника вуза.

Михаил Котюков также затронул вопрос «регуляторной гильотины», которая несмотря на некоторые послабления должна обеспечить единство образовательного пространства и стабильность правового регулирования.

Во встрече с Министром приняло участие более 150 ректоров и проректоров университетов, причем не только подведомственных Министерству науки и высшего образования, что подчеркивает остроту вопросов, вынесенных на обсуждение.

По итогам дискуссий и консультаций сформулированы основные положения типовой программы развития университетов, по которой вузы различных категорий (участники проекта 5-100, федеральные, национальные исследовательские, опорные) могут создавать свои стратегии.

Самое главное – это выработка одной методологии и единого «языка», что позволит более комфортно и эффективно сопрягать различные векторы развития университетов, а также реализовывать различные проекты, в том числе в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития и национальных проектов.

Программы развития не только для ведущих вузов, но для всех университетов должны стать способом обновления общественного договора о миссии университета и его целях, важным для российского социума и государства.
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник