Size: a a a

Научно-образовательная политика

2019 April 17
Научно-образовательная политика
Новый политический стиль – о НОЦ и социальных лифтах

Руководитель Экспертного совета ЭИСИ Глеба Кузнецова на круглом столе ФорГО описал новый политический стиль, характерный как для новых, так и для старых глав регионов, участвующих в выборах в сентябре 2019 года.

Все они, по мнению Глеба Кузнецова, персонифицируют надежды населения на изменения и, как следствие, точно попадают в электоральный запрос, обладая собственным, а не «делегированным» рейтингом. При этом не имеет значения, является ли глава региона местным или «варягом».

Ключевые характеристики нового политического стиля:
— Открытость, сокращение дистанции между политиком и гражданам;
— Ориентация на решение конкретных задач, планы и отчетность в измеряемом результате для граждан, личная вовлеченность в поиск решений;
— Тяга к новому и инновациям. Применение новых технологий и современных управленческих подходов;
— Контроль результата, жесткая кадровая политика, создание команды единомышленников;
— Способность учиться самому, осваивать новое и развивать команду.

В виде конкретных кейсов, в частности, представлены – Работа с федеральными программами, Новые практики и технологии, Кадровая политика и человеческий капитал.

В рамках всех трех стоит отметить два магистральных направления – они позволяют и комплексно добиваться всех новых характеристик, и станут основой для оценки эффективности работы губернаторов.

Первое направление – это участие в гонке за научно-образовательными центрами мирового уровня. Причем, оценивать будут не только результат – в конце концов, лишь 15 лучших проектов получат федеральную поддержку, но и процесс – умение руководителей региона наладить взаимодействие в треугольнике «наука – образование – производство», определить и реализовать конкурентные преимущества региона, запустить научно-технологический прорыв на этом уровне, выстроить эффективные цепочки взаимодействия с другими регионами или представляющими их ведущими научными и образовательными организациями. Крайне важным является информационная работа на местном и федеральном уровне по различным траекториям создания центра и его функционирования. Отметим, что участие региона может быть различным – инициатор и основная площадка НОЦ, партнер в межрегиональном центре, активный драйвер участия своих региональных научных институтов, университетов и компаний в одном из более крупных НОЦ.

Второе направление – развертывание региональных социальных лифтов наподобие «Лидеров России» и кадрового резерва. При этом оценке подлежит не только активность на уровне региона, но и представленность в федеральных мероприятиях, успешность работы с финалистами и победителями, способность формировать команды в условиях дефицита «своих» людей и в рамках ориентации на эффективное взаимодействие при трансфере власти от старой команды.

Политический стиль, о котором говорит Глеб Кузнецов – это и есть ожидания от назначенцев новой кадровой политики. Им всем нужно не только демонстрировать отдельные указанные характеристики, чтобы попасть в перечень тех или иных успешных кейсов (кстати, подобный проект ЭИСИ тоже недавно запустил), но также показывать достойный результат в общем зачете.

Гонка за НОЦ и конструирование социальных лифтов – удачные кейсы для комплексной проверки всех необходимых качеств губернатора.
источник
Научно-образовательная политика
Помимо этого обсуждается обновление ректорского корпуса в ряде ведущих университетов.

https://t.me/russica2/15683
источник
Научно-образовательная политика
И от рогатых до овощных – продолжение сельхозпрорыва

Вслед за крупным рогатым скотом в и масличными культурами в рамках реализуемого Министерством науки и высшего образования совместно с Минсельхозом России агропромышленного научно-технологического прорыва на базе ФНТП развития сельского хозяйства пришел черед научных планов по овощным культурам.

В ФГБНУ «Федеральный научный центр овощеводства» при участии Министерства сельского хозяйства РФ состоялось совещание по вопросу формирования комплексного плана научных исследований по направлению «Развитие селекции и семеноводства овощных культур» под председательством директора Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки России, члена-корреспондента РАН Вугара Багирова.

В обсуждении приняли участие доктор сельскохозяйственных наук, профессор РАН, директор Федерального научного центра овощеводства Алексей Солдатенко, заместитель директора Департамента научно-технологической политики и образования Минсельхоза России Василий Морозов, академик РАН, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Виктор Пивоваров.

По мнению участников разговора, кооперация  различных научных учреждений, подведомственных Минобрнауки России,  позволила бы на основании фундаментальных и поисковых исследований создать систему семеноводства овощных культур для обеспечения стабильного роста объемов производства и реализации высококачественных конкурентоспособных семян сортов и гибридов овощных культур отечественной селекции. Также это способствовало бы увеличению к 2025 году доли семян овощных культур отечественной селекции в профессиональном овощеводстве с 20% до 40-50%, в лесных подсобных хозяйствах - с 35% до 70-80%.

В ходе совещания также было отмечено, что формирование комплексного плана научных исследований позволит ускорить принятие соответствующей подпрограммы в рамках реализации Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства.

Как подчеркнул Вугар Багиров, одним из ключевых элементов выступает комплексный план научных исследований. «Этот документ определяет важнейший магистральный путь развития для объединенного направления работы в данном направлении. В соответствии с майским Указами Президента Российской Федерации Департамент курирует реализацию национального проекта «Наука» и на общей платформе формирует научно-технические программы, одной из составных частей которых является КПНИ «Развитие селекции и семеноводства овощных культур». Фактически КПНИ задает ключевые направления, по которым в дальнейшем разворачиваются работы по взаимодействию с бизнесом и формированию соответствующих проектов», - отметил он.

В обсуждении также приняли участие эксперты Астраханского государственного аграрного университета, представители компании «Фосагро», ООО «НИИСОК», ООО «Агрофирма Поиск» и АО «Озеры». Представители отраслевого бизнеса выразили готовность принять участие в формировании КПНИ, а также тех его направлений, которые лягут в основу проектов полного инновационного цикла.

Участники совещания одобрили содержание КПНИ, а также план-график и порядок его утверждения.

Подробнее о КПНИ по овощным культурам: https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1282

Подробнее о КПНИ по крупному рогатому скоту: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1279

Подробнее о сельхозпрорыве Минобрнауки и КПНИ по масличным культурам: https://t.me/scienpolicy/3600
Telegram
Научно-образовательная политика
Семеноводство и управленческое древо прорыва

В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации при участии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, как сообщает пресс-служба Минобрнауки, состоялось совещание по вопросу формирования комплексного плана научных исследований по направлению «Развитие селекции и семеноводства масличных культур» под председательством Директора Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, члена-корреспондента РАН Вугара Багирова.

В обсуждении приняли участие представители профильных научных организаций, подведомственных Минобрнауки, Кубанского ГАУ, а также сельхозпроизводителей.

На совещании был представлен паспорт Комплексного плана научных исследований по направлению «Развитие селекции и семеноводства масличных культур». Участники совещания одобрили содержание КПНИ, а также план-график и порядок его утверждения.

КПНИ, как мы уже не раз отмечали, является…
источник
Научно-образовательная политика
Лихо умеренного оппозиционера переобули.
Теперь и канал переименуйте с "Digital Мясо" на "Цифровой консенсус".
Предметов для спора и критики мы в нём теперь вряд ли найдём.

https://t.me/thevyshka/3203
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
источник
Научно-образовательная политика
🎓 Минобрнауки оперативно и подробно ответило на наши вопросы по реализации нацпроекта «Наука».

❓Мы спросили о том, как устроена проектная деятельность, о наличии прогнозной составляющей, а также о критериях оценки учреждений в качестве центров отраслевого развития.

⚠️ По мнению министерства, основной проблемой при реализации нацпроектов «Наука» и «Образование» (имеется в виду высшее образование) стали... «проблемы, связанные с межведомственным взаимодействием при согласовании разрабатываемых Минобрнауки нормативно-правовых актов».

«Майский указ» неоднократно заявлял, что именно вопросы межведомственной работы почти во всех нацпроектах являются главным «узким местом», которое способно серьёзно затормозить сроки реализации..

🤝 Ещё Минобрнауки указывает на необходимость большего участия местных игроков «реального сектора экономики» и субъектовых бюджетов в создании локальной научной инфраструктуры. С учётом глубины дыр некоторых региональных бюджетов, это реальная проблема, которая нуждается в решении.

⏱ В целом, ведомство утверждает, что пока работа над НП идёт по графику, что свидетельствует в пользу проектной команды Минобрнауки.

Интересно, что Минобрнауки пока не занимается плотно работой с регионами. Дело в том, что исполнителей всех мероприятий по проекту должны выбрать при помощи открытого конкурса.

Как говорится в письме, «направление предложений по реализации национальных проектов в субъекты Российской  Федерации целесообразно после проведения конкурсных процедур среди учреждений образования и науки и определения победителей». Что, в целом, логично – становится понятно, с кем иметь дело и как формировать исполнительские ожидания.

Если же исполнители подведут или случится форс-мажор, Минобрнауки планирует встречать такие ситуации «в боевой готовности» благодаря регулярному мониторингу хода реализации мероприятий.

📡 Ведется работа по комплексному мониторингу всей инновационной и науч-тех. деятельности для единства стратегического планирования, разработаны и утверждены прогнозные модели и методики расчета показателей, по результатам ежеквартальной оценки которых осуществляется коррекция прогнозов.

📄 Если исходить из полученных нами писем, то, похоже, у Минобрнауки самая мощная аналитическая и прогнозная система из всех федеральных ведомств. Почему бы эту аналитическую мощь не распространить на все нацпроекты?

🧮 Также в ведомстве идёт работа по учету предложений с мест «при формировании концепций ключевых мероприятий» (в частности, рассматриваются предложения по созданию в регионах научных центров и университетов).

Наконец, чем нас подкупило Минобрнауки, так это убежденностью, что для эффективной реализации проектов нужно «усиление информационно-разъяснительной работы в части влияния результатов реализации федпроектов для населения РФ». Мы тоже так считаем! И в этом «Майский Указ» готов оказывать всяческое содействие.
источник
Научно-образовательная политика
Интересно наблюдать, как на общем и вялотекущем фоне слухов о скорой (нет) отставке Валентины Матвиенко разворачиваются «игры силовиков».

Вначале сватали на пост председателя Совфеда директора СВР Сергея Нарышкина. Теперь в верхнюю палату парламента прочат министра обороны Шойгу.

Скоро, как мы понимаем, дуплетом появятся кандидатуры Бастрыкина и Чайки.

Все это происходит на фоне лихорадочной активности спикера Госдумы Вячеслава Володина, для которого, быть может, переезд в верхнюю палату стал бы достойным социальным лифтом, но он кулуарно и довольно уверенно видит себя не иначе как Председателем Правительства.

Именно отсюда сегодняшняя уверенность спикера Госдумы в диалоге с премьером Медведевым: первый "подкалывал", второй напряжённо парировал.
источник
Научно-образовательная политика
Медведев и трансфер

Дмитрий Медведев за последнюю неделю продемонстрировал и мыслями, и словами то пространство возможностей, которые он видит для себя и готов реализовывать в рамках трансфера.

Свое кредо, обиды и амбиции он артикулировал (пусть частично неосознанно и неполно из-за особости формата) в рамках открытого урока «ПроеКТОриЯ».

Сегодня во время отчета Правительства перед Госдумой он продемонстрировал некоторые качества и контуры, в которых возможно его участие в прорыве:

1.  Функциональность и технические посты. Переформатирование системы высшего управления вполне может привести к тому, что один или даже несколько постов станут чисто техническими – в частности, даже президентский. Более вероятный вариант – ослабление функционала премьер-министра. Медведев продемонстрировал, что готов просто работать на любом из них как управленец даже с урезанным функционалом и не действовать в качестве активного политика.

2.  Командная игра. Премьер-министр лишний раз продемонстрировал преданность первому лицу и проводимой политике.

3. Никакого ситуационного альянса Медведева и Володина нет. Все последние годы Медведев приезжал на отчёты в Госдуму в роли барина - властительного и снисходительного. Сегодня мы увидели другого Медведева. Эксперты НОП сообщают, что даже передвигался по зданию на Охотном ряду не уверенный в себе «второй после Президента» лидер страны, а человек, который приехал держать оборону в не очень дружественной обстановке. Вячеслав Володин, в свою очередь, сегодня демонстрировал то, что и хотел показать - смелые и провокационные выпады в адрес премьера.

4.  Спящая программа. Фактически Медведев обращался сегодня ко всем и ни к кому целевым образом. От проблем самых бедных до интересов бизнеса, от Крыма до прорыва – это скорее заготовка, из которой можно оперативно слепить нужную программу для выборов или обоснований в вопросах смены поста.

5.  Адаптивность. Хотя для Дмитрия Анатольевича ближе либеральный проект, он готов функционировать в рамках любого варианта развития трансфера и идеологических преобразований.

Вывод. Медведев готов занять любую позицию в сочетании ролей «функциональный управленец» - «активный политик». На посту премьер-министра он не идеален и знает это, но также понимает – мало кто справился бы лучше. Своей артикулированной программы у Медведева (пока) нет. Он ослаблен и демонстрирует статус ведомого игрока, вместе с тем раздражённого вмешательством «контролёров». При всём этом – Дмитрий Анатольевич остается необходимым элементом баланса всей системы.
источник
Научно-образовательная политика
Управленцы прорыва

Президент Владимир Путин встретился с выпускниками второго потока программы развития управленческого кадрового резерва, реализуемого на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС.

Среди 75 человек, прошедших обучение, – сотрудники органов государственной власти федерального и регионального уровней, топ-менеджеры государственных и частных компаний, главы ряда регионов. В состав второго потока вошли, в частности, 24 финалиста конкурса управленцев «Лидеры России», в том числе уже занявшие в 2018 году ряд государственных должностей.

Краткие выводы:

1.  Сформирована двухуровневая система, обеспечивающая синергию результатов: Лидеры России – ПР УКР. При этом оба элемента сохраняют значительную степень автономии – могут выступать самостоятельными лифтами и программами кадровой акселерации.

2.  Кадровая политика, сформированная и реализуемая связкой Сергей Кириенко – Алексей Комиссаров, еще раз одобрена и подтверждена президентом.

3.  Система дополняется программами селекции локальных (в географическом и отраслевом смысле) лидеров АСИ, созвездием мероприятий на платформе АНО «Россия – страна возможностей», в том числе, нацеленных на отбор лучших лидеров, проектов и практик.

4.  Программа развития управленческого кадрового резерва – это тот инструмент, который формирует не только лидеров команд, но и их капитанов.

5.  Баланс между личным и коллективным является основной задачей как в связке лидер – команда, так и по линии губернатор – регион.

6.  Разносторонний опыт управленцев в рамках программы переплавляется в особый тип системного оргуправленческого мышления – это создает не только эффективных руководителей, но также и неформальный «клуб», команду единомышленников.

7.  В базовых и небольших масштабах схожие вещи реализуются в рамках финальных этапов «Лидеров России».

8.  Введен и будет развиваться конкурентный и конкурсный подход в вопросах отбора и назначения кандидатов.

9.  Близость к народу – одно из ключевых требований. В подготовке (и будущей работе) значима роль «социального компонента» - от коммуникаций до волнонтерства.

10.  Акцент на профессионализм при минимизации идеологической заряженности и вообще идеологизации управления.

11.  Особый акцент на регионализме – означает продолжение губернаторских ротаций. Ориентация на переход в будущем к конкуренции между членами «клуба» - т.е. к беспроигрышному варианту региональной политики.

12.  Трансфер от ручного управления к архитектурно-инженерному системному проектированию - задача заключается в том, как сказал президент, чтобы все работало в автоматическом режиме.

Итог. Коллеги из Номенклатуры напоминают, что такой подход называется «неотехнократическим», мы использовали термин «просвещенный технократизм», а Сергей Кириенко вообще просил не акцентировать внимание на «техно».

И здесь важно то, что уходит также «кратос» (это особенно видно по словам президента Путина) - не власть, но эффективное управление реализуют новые назначенцы; не политическими играми они должны заниматься, а руководством сложными управленческими системами (отраслями и регионами).

http://kremlin.ru/events/president/news/60309
источник
Научно-образовательная политика
Хорошая информированность. Но перечень, конечно, пошире.

По ВШЭ - нет. Кандидатура Кузьминова согласована на всех уровнях.

https://t.me/russica2/15690
источник
Научно-образовательная политика
Поздравляем Евгения Минченко с днём рождения и профильным центром!

Будьте драконом над всеми драконами и всем всадникам всадником!

https://t.me/politburo2/2634
источник
Научно-образовательная политика
Виктор Антонович, поздравляем!
Вы теперь полный кавалер Ордена.  Далее - слава и заслуженный почёт.
источник
Научно-образовательная политика
Опубликовано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2019 № 751-р "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) о научно-техническом сотрудничестве в области физики высоких энергий и иных сферах взаимного интереса и Протокола к нему".

Новость по этому сюжету: https://t.me/scienpolicy/3612
Текст соглашения: http://publication.pravo.gov.ru/File/GetFile/0001201904170018?type=pdf
Telegram
Научно-образовательная политика
Россия и ЦЕРН создают фундамент для «новой эры» сотрудничества

15-16 апреля 2019 года в Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН, Женева, Швейцария) состоялось очередное заседание Комитета «Россия - ЦЕРН». Главы делегаций подписали Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области физики высоких энергий и других областях взаимного интереса между Правительством Российской Федерации и ЦЕРН.

Российскую делегацию на переговорах в Женеве возглавил первый заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации академик Григорий Трубников. Принимающая сторона была представлена руководством ЦЕРН во главе с Генеральным директором организации Фабиолой Джанотти.

Открывая заседание, Григорий Трубников отметил достигнутый прорыв в вопросе расширения формата отношений «Россия-ЦЕРН». «Новое Соглашение – особый документ «индивидуального кроя». Оно создает современный фундамент и разгонный блок для кооперации России и ЦЕРН. Уверен, это исторический момент для российской и мировой науки»…
источник