В русском националистическом движе есть большая проблема с формированием ирредентистской повестки. Точнее сказать, что есть проблема со внешней повесткой, со внутренней как-то более или менее справились, но эту внутреннюю и транслируют как внешнюю, мол украинцы и белорусы искусственные народы, а на самом деле русские: забывай мову, жги вышиванку, айда к нам. Как ни странно, это даже сработало для Крыма и частично Донбасса, которые были населены настоящими русскими, которые украинцами себя никогда не считали. Другое дело, что у абсолютного большинства украинцев и белорусов уже сформирована национальная идентичность, а русский националистический дискурс это отрицает от слова совсем.
При этом идентичность украинцам и белорусам формируют уже 100 лет, а последние 30 еще и в агрессивной антирусской форме, когда сформировать ее реально и за более сжатые сроки, в менее навязчивой форме. Я сам находился в центре такого нацбилдинга. С начала 1990-х в Архангельской области началось активное насаждение поморской идентичности. Поморы - даже как субэтнос достаточно споры, достаточно понимать, что "поморы" - это экзоним и сами себя жители побережья Белого моря так никогда не называли, идентифицировали они себя как "крестьяне"(православные христиане), что соответствовало общерусской идентичности. Последние предреволюционные годы, общая численность всех, кого можно было отнести к поморам - не более 20 тысяч человек. За советские годы Архангельская губерния стала областью, потеряла 50% побережья Белого моря, приросла землями северной Вологодчины, в шесть раз увеличила население за счет внешней трудовой миграции, а поморы были частично раскулачены.
Тем не менее, с 1990-х по середину 2000-х жителям области активно насаждалась поморскость. Зашли финны и норвеги, которые за копейки скупили нищую архангельскую профессуру, и у поморской национальной идеи появилась серьезная научная база, а также методичка для школьных уроков по истории родного края. Идейный корпус поморскости выглядел так: 1. Поморы - это русско-финские метисы, по своему укладу больше норвежцы и финны чем русские. 2. Поморское православие имело элементы протестантизма 3. В связи с долгими походами мужчин в море у поморов женщина была равноправным членом семьи. 4. Не было дворян и крепостных. 5. В 16 и 17 веках архангельский порт и поморские солеварни обеспечивали до 30% бюджета Московского царства. 6. Сюда не дошли татары, поэтому сохранилась чистая доордынская культура - концепция религиозно-нравственной чистоты Севера. Все это лет 15 рассказывали в школах и преподавали в университетах. Местный пед. вуз переименовали в Поморский государственный университет, смастырили словарь "Поморьской говори" - просто перечень диалектизмов разных частей региона, филармония стала Поморской, издали несколько томов "Поморской энциклопедии".
Году к 2005 все это было в целом свернуто, но уже во время недавних протестов против мусорного полигона на юге области, сдетонировал школьная методичка из 90-х: главный лозунг протестующих "Поморье - не помойка", при том, что юг области - историческая Вологодчина, протестующие активно использовали идеи особой демократической ментальности поморов, хотя этих поморов пара тысяч человек по всей стране, базой служила концепция особой духовной чистоты Поморья, которую собрались осквернить завозным мусором. Уже в апреле этого года проявилось негативное отношении жителей области к объединению с Ненецким округом - не поморы не нужны! И это все, напоминаю, сформировалось за 15 лет очень фоновой и неагрессивной пропаганды.
Таким образом, интеграционная работа даже с белорусами, не говоря уже об украинцах, должна строиться с учетом имеющейся у них вполне зрелой национальной идентичности, упаси бог не пытаться доказать им, что они сами себе навыдумывали культуру, язык и этничность. Пока никакой внятной методички по этой деятельности, к сожалению, нет, хотя белорусский кризис был виден года два назад, а украинскому больше 6 лет. И пока такой методички не появится, ни о какой полноценной ирреденте речи быть не может.