Пытаюсь разделить оптимизм некоторых экспертов, которые отвод российских войск от границы с Украиной (да, в пресс-релизе Минобороны она не называлась, но предполагалась между строк) трактуют как дипломатическую перемогу. И у меня не получается. Дескать, своей жесткой позицией мы добились равноправного диалога и даже «прогнули Зеленского», который накануне пообещал канцлеру Шольцу представить проект конституционной реформы, законов об особом статусе Донбасса и местных выборов.
Невелика победа. Во-первых, я ни секунды не сомневаюсь, что проекты эти будут прямо противоречить букве «Минских соглашений». Зато отвод российских войск может быть воспринят как на Украине, так и на Западе в целом как слабость, уступка, на которую Москва пошла на фоне беспрецедентного информационного давления. А значит под ним были самые веские основания.
Во-вторых, Москва ни на шаг не приблизилась к главной цели своего «ультиматума» - гарантии безопасности нам пока никто не дал. Хотя разговоры о невступлении Украины в НАТО пошли активнее. Замминистра обороны Великобритании открыто заявил, что Лондон не будет против, если Украина сама не захочет присоединяться к альянсу. Шольц в Киеве в очередной раз сказал, что вступление незалежной в блок не стоит на повестке дня. Зеленский пожаловался, что некоторые страны намекают ему, что стоит отказаться от мечты на членство в НАТО.
И тем не менее, возвращение подразделений, которые выполняли функцию пассивного сдерживания горячих голов в Киеве, чревато обострением на линии разграничения в Донбассе. Где на всю эту милитаристскую истерию смотрели с одной стороны с опаской, а с другой – с надеждой. Может, Россия наконец возьмет нас под защиту? Мне бы не хотелось обманывать ожидание наших людей, которое и так затянулось на восемь лет.
В Генштабе это прекрасно понимают и без меня. И, я надеюсь, предусмотрели все негативные сценарии, оставив возможность оперативного реагирования. И она, эта возможность, должна быть очевидна для противника, который не отличается постоянством, твердостью слова и обязательностью.
Поэтому отвод войск – это, конечно, шаг к деэскалации. Его сейчас в Киеве назовут великой перемогой. Глава МИД Украины уже объявил о победе дипломатии. Но все-таки угрозу, исходящую от России они должны ощущать. Для тонуса.
@sashakots