Приезд таджикского президента Рахмона в Москву был вряд ли обусловлен тем, что ему очень хотелось посмотреть на парад Победы.
А скорее тем, что ему хотелось обсудить грядущую ситуацию на границах республики, а то и - ну об этом никому думать не хочется - прямо внутри Таджикистана.
С уходом американцев перспективы становятся все более мрачными.
Талибы с каждым днём становятся активнее, северные провинции медленно но верно переходят под их частичный контроль. И в этой ситуации сам официальный Душанбе в одиночку, не справится с вызовами.
Теперь конечно, можно было бы вспомнить рассуждения региональных политиков об исторических ужасах русской имперской или советской оккупации. Но вспоминай - не вспоминай, а решать проблему Афганистана и охраны южного фронтира придётся именно что России.
Какие тут могут быть варианты действий? Возможно на повестке вопрос возвращения российского пограничного контингента в Таджикистан. Или использования ЧВК в этих же целях. Что предпочтительнее. Потому что присутствие контингента обязательно станет почвой для антироссийской пропаганды и спекуляций, в первую очередь в самой Центральной Азии. Уж непременно протурецкие или проамериканские деятели заведут песню про "реконкисту" региона со стороны Москвы. Хотя они её заведут в любом случае. Потому что ситуация уж больно удобная для давления на Россию.
Несмотря на усиление талибов, полевые командиры бывшего Северного Альянса тоже никуда не делись. Часть из них (не поддержившая Талибан) вполне возможно использовать как прокси для войны в Южном Туркестане, то есть к югу от Пянджа.
В Мазари-Шариф пока ещё вполне силен генерал Дустум и его не сильно явно поддерживает Ташкент. Узбекские прокси тоже неплохой вариант.
Есть, конечно, хазарейцы. Но хазарейцев будет поддерживать Иран. Да и так поддерживает. Впрочем, это центральный Афганистан, от нас далековато.
Укрепление и усиление военных баз в Таджикистане тоже вполне вероятно. Беспилотники были бы весьма к месту. Если они есть.
В целом это весьма и весьма сложная задача. России надо защитить свой Юг, при этом не настроить против себя население Центральной Азии, не втянуться в афганские разборки, и купировать возможные региональные военные проблемы в зародыше. Впрочем, сложная не есть не выполнимая.
Российская Империя же как-то вполне успешно строила политику на азиатском направлении. Да и СССР до Афганской войны не так уж и топорно действовал. Хотя разные идеологические шоры помешали, например, сделать партнёрами и Индию и Пакистан одновременно.
Афганский вопрос станет одним из основных в этом году, а скорее всего на ближайшие годы. И для России это лишь с одной стороны проблема. С другой - большое окно возможностей. Их только надо правильно увидеть и использовать.