
Но язык политического телеграма, изобретенный Незыгарем, не подходит для описания кризисов, поскольку во время кризисов события происходят не так, как это хотели бы видеть из высоких и богатых кабинетов, а как это случается по законам природы.
Нужно называть вещи своими именами. Например, что 15 января 2020 года Россия вступила в потенциально самый сильный политический кризис за послесоветское время. Кризис этот связан с неспособностью вывести элиты из процесса первоначального накопления капитала, власти и собственности, из процесса, связанного с именем главы государства. И кризис этот носит выраженный конституционный характер.
Нужно сказать прямо, что, например, само по себе введение всероссийского голосования как обязательного этапа одобрения поправок в Конституцию делает эти поправки априори нелегитимными и даёт основания в будущем для оспаривания, поскольку само введение всероссийского голосования в качестве обязательного этапа одобрения противоречит Конституции (главе 9, где исчерпывающе описан порядок изменения разных глав Конституции и где для внесения поправок в те главы, в которые предлагается, проведения каких-либо дополнительных голосований не требуется).
Нельзя из сверхлюбви к демократии добавить немного демократии к процедуре, которая в точности записана в Конституции: поправки в главы, кроме 1, 2 и 9, не требуют голосования народа для утверждения.
"Голосование граждан страны по всему пакету предложенных поправок (...) и только по его результатам принимать окончательное решение", - сказал глава государства в послании 15 января.
То есть с самого начала обозначенная форма внесения поправок была сформулирована неконституционно. И исполнители этой тактики придерживаются: готовится «всероссийское голосование», которое будет предварять подпись президента. И если народ не поддержит, президент поправки не подпишет.
"Нужно, чтобы люди пришли на пункты этого голосования и сказали, хотят они этого изменения или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, или отклоняет его. И только после того, как люди скажут свое слово, я его подпишу или не буду подписывать ", - сказал Путин уже 30 января.
Такой порядок внесения предлагаемых поправок неконституционен. Это признак конституционного переворота и основание для оспаривания внесенных поправок, а значит – оспаривания легитимности всей последующей власти.