Есть такая книга - "Русская эмиграция во Франции: социальная история (1920—1939 годы)", вот ссылка -
http://www.nlobooks.ru/node/4747В целом она посвящена весьма занятной и мало освещенной теме - а именно социальному и профессиональному составу русской эмиграции во Франции - речь идет не об известных мигрантах, вроде Феликса Юсупова или Владимира Набокова с Ильиным. А об обычных людях - ведь масса мигрантов были по происхождению из среднего городского класса, из рабочих и из крестьян (это преимущественно казаки). На самом деле, там очень много увлекательной фактуры, когда приеду в Москву, то обязательно покидаю цитаты оттуда.
Но я хочу рассказать о другом факте. Там рассказывается о том, что во времена массовой русской миграции во Францию, многие французские политические движения говорили о том, что правительство потеряло контроль. Что оно не ведает, что творит, что оно выронило бразды правления, что всюду крах и развал. Многие правые делали себе на этом карьеры и набирали политические очки. И французское правительство нередко подвергалось критике за такую вот гостеприимность.
При этом, если опираться на документы, посвященные р е а л ь н о й работе государственного аппарата, мы можем увидеть совсем иную картину. Французское правительство тех лет виртуозно управляло миграционными потоками, успевая следить за всем и вся и не забывая держать все под контролем. Например, забирая почти всех русских, застрявших в лагерях для беженцев в Турции (опять Турция), оно, в то же время, не хотело и старалось не давать визы тем русским, которые оказались в Польше (из-за того, что это был другого "качества" контингент, французы знали об этом и не хотели его пускать; попутно отмечу, что история русской эмиграции в Польше до сих пор остается белым пятном - на эту тему очень мало сведений и литературы, а это притом, что на самом деле именно в Польше было больше всего мигрантов - почти 400 тысяч. Но поляки очень гнобили русских, там было плохо с работой и всем остальным, а главное, что она не оставила после себя столько мемуарных и документальных данных, как та эмиграция, что была во Франции, Германии или Чехословакии. В общем, тема еще ждет своего исследователя).
Немного деталей. Читая о русской эмиграции во Франции, чаще всего можно столкнуться с цифрой в 400 тысяч мигрантов, оказавшихся во Франции. Она появилась в отчете, который предоставила Франция в Лигу Наций и в комиссариат по делам беженцев, который возглавлял Нансен. Но если опираться на собственную статистику Третьей Французской республики, цифры начинают резко уменьшаться и реальное количество мигрантов из России находится где-то в диапазоне от 90 до 120 тысяч человек. Как же так вышло? Дело в том, что французам было очень выгодно представить ситуацию так, что Францияуже приняла такое большое количество русских. Во-первых, это позволяло на все дальнейшие просьбы принять кого-то еще, делать большие круглые глаза и говорить: ну мы уже приняли стоооооолько русских, что не сможем просто ничем обеспечить дополнительных мигрантов. Во-вторых, это позволяло представить Францию как главную защитницу прав и свобод человека, что в рамках Версальско-Вашингтонской системы, когда Франция и Англия, фактически, соревновались в крутости с США, было очень и очень полезно. В-третьих, это делало возможным для Франции сохранять определенную долю независимости (предоставляя недостоверные данные миру, французы оставались единственными, кто знал реальное положение дел) и держать ситуацию под контролем (послеживать за сотней тысяч человек проще чем за четырьмя).