Путин: «Я недавно был на юбилее Темирканова, он сказал очень правильную вещь: "Искусство существует не чтобы потакать низменным мотивам, а чтобы поднимать уровень культуры"».
Тут всё прекрасно. Выдающийся дирижёр из Кабардино-Балкарии, соучредитель государственного фонда вместе с тем самым Ролдугиным (виолончель, оффшоры), объясняет чекисту-дзюдоисту, находящемуся во главе великого государства, зачем нужно искусство. Известно, зачем: чтоб учить людей мыть руки перед едой, уважать старших, не изменять жене и прочими способами поднимать культуру. Причём то ли он говорит искренне (и это чудовищно), то ли лукавит, понимая, кто перед ним (что в каком-то смысле ещё хуже), то ли они оба ломают комедию, произнося то, что хочет слышать население (и тогда неясно, это население находится на столь глубоком дне, или они так плохо о нём думают).
В одной этой цитате вообще всё, что можно сказать про советскую-постсоветскую Россию, и о том, почему эта убогая Азия — нет, не обречена. Такое общество может существовать хоть вечно. Но всегда будет вторичным, глупым и по большому счёту мало кому интересным за пределами этнографических исследований. «Запад есть запад, восток есть восток».
На мировой обочине этот восток, повторюсь, может произрастать миллионы лет. Работать на заводах, добывать ископаемые, болеть за футбол. Опять же водка, рыбалка, баня. Я даже и не против. Только в конце концов землю унаследуют те, у кого искусство самоценно, а не «существует, чтобы поднимать уровень культуры». Точную цитату не вспомню, но:
— Что Вы хотели сказать своим стихотворением?
— Ничего.
— Но позвольте, тогда зачем?..
— Стихи не нуждаются в обоснованиях.
Если Россия станет первым миром — это будет высечено в граните перед русским министерством культуры, я обещаю.