О пропаганде. 7. Иллюстративные материалы.
Пожалуй, ранее в этой серии заметок я уделял большое внимание теориям и недостаточное — иллюстративным примерам к ним.
Пора исправить это досадное упущение.
К модели пропаганды Ноама Хомского.
Недавно встретил в сети хороший
видеообзор о том, как современные американские интернет-корпорации (Facebook, Youtube, Twitter и Google) оказывают влияние на медиасферу. — Там и махинации с поисковой выдачей, и бан аккаунтов неугодных медиафигур, а также обычных пользователей, и удаление компромата (либо пометка его как нежелательного контента) на сына Байдена, — что является по сути вмешательством в ход предвыборной кампании.
В общем, интернет-корпорации, маскируясь под публичные интернет-площадки с декларируемым свободным и равным доступом, незаметно стали действовать как СМИ с определённой редакционной политикой. — Модерируя размещаемый у себя контент по своему усмотрению, они реализуют один из базовых
перечисленных Хомским фильтров: владелец СМИ — первый, кто будет диктовать правила. И публичные интернет-площадки в этом не отличаются от других СМИ. Соглашаясь ими пользоваться, вы подписываетесь на эти негласные правила вне зависимости от того, осознаёте это или нет.
К тезису о Тотальности пропаганды.
Когда в заметке на эту тему я
иллюстрировал Тотальность пропаганды на примере ЛГБТ, то упустил ещё одно важное измерение общественной жизни, которое может вносить свой весомый вклад в пропаганду, —
религию.
А
церковь как общественный институт имеет широкое пространство для манёвра и подачи вопросов из разных сфер в том ключе, в котором сочтёт наиболее подходящим. Особенно если это — Католическая Церковь, представленная по всему миру и распространяющая своё влияние на сотни миллионов верующих.
— Вы же помните прошедшую недавно новость о том, как Папа Римский в документальном фильме "Франциск" Евгения Афинеевского изрёк: "Гомосексуалисты – это дети Бога, и они имеют право на семью" ?
— А помните ли ещё обнародованную за 3 недели до этого громкого заявления папскую энциклику "Fratelli tutti" ("Все — братья") ? — Которая на деле является глобальной общественно-политической декларацией, составленной в леволиберальном ключе, затрагивающей социальную, экономическую, миграционную проблематику, вопросы глобализации, экуменизма и др.
Для тех, кто пожелает проникнуться, —
ссылка на краткое изложение от официальной пресс-службы Ватикана. Не пожалеете.
К идеям Стюарта Холла об интерпретации пропаганды.
Здесь не нужно далеко ходить за примерами: достаточно посмотреть любую пропагандистскую заметку, которая вызывает у аудитории в комментариях недоверие и отторжение, и вы сразу увидите, что
называется "оппозиционной интерпретацией" пропагандистского сообщения. — Почитайте, например,
комментарии русских пользователей к очередной заметке о том, как бизнес плачет без мигрантов. — Как можно увидеть, далеко не всякая #пропаганда достигает желаемого эффекта.
К вирусным нарративам.
Самая простая из возможных иллюстраций вирусного распространения в культуре — мем, анекдот и культурная отсылка.
Некоторые из них остаются очень локальными, распространяясь лишь внутри некой короткоживущей субкультуры или профессионального сообщества и циркулируют как признаки принадлежности к этим субкультурам/сообществам.
— Другие переживают годы, десятилетия или даже столетия, преодолевают языковые и культурные барьеры, передаваясь между поколениями людей. Сколько вы на своём веку встречали отсылок к древнегреческой и древнеримской мифологии и культуре, например? — Причём не только в русской, но и в других современных европейских культурах. Хотя исходные произведения, к которым были сделаны эти отсылки, увидели свет более полутора тысяч лет назад.
— Пример иного рода: мемы о недавних выборах президента США. Хотя русских и американцев разделяют разные языки, культурные и политические реалии, русские неплохо понимают суть доходящих до нашего медиапространства мемов о недавних выборах там и могут опираясь на наш политический опыт обыграть шутки о махинациях в избирательных процедурах (вроде "мёртвых душ").