О пропаганде. 4. Жак Эллюль и Тотальность пропаганды. Ч.2.
Полезно развернуть мысль о том, как именно Пропаганда связана со сферами образования, искусства, культуры и навыками интерпретации сообщений, в которых она заложена:
— Если человек получил воспитание, а также первичное и среднее образование (детский сад + школа), а тем более — высшее, — в определённой культурной среде, он уже получил и "первичную социокультурную прошивку", и стал более восприимчив к дальнейшей пропаганде, циркулирующей в этой социокультурной среде, т.к. у него есть ключ к культурному коду, для которого составляется эта пропаганда.
В этой связи можно отметить, что высшее образование не только не предохраняет человека от пропаганды в полной мере, но может даже сделать его и более восприимчивым к некоторым её форматам и разновидностям. — Например, к тем, где пропаганда опирается на социологические, культурологические, исторические, психологические и иные гуманитарные исследования и аргументы.
Но вместе с тем высшее образование может и повысить внимательность, а также требования человека к воспринимаемой пропаганде.
— Сфера высшего гуманитарного образования находится на переднем крае работы с пропагандой (в частности, с современной леволиберальной П. в США): одна из задач гуманитарных наук в этой сфере заключается в индоктринации — в том, чтобы сформировать новые отряды достаточно глубоко погруженных в Дискурс и повестку гуманитарных исследователей, которые дальше будут нести эту пропаганду в массы. Другой спектр задач — далее разрабатывать пропагандируемый Дискурс: придумывать новые аргументы, новые способы донесения пропаганды, отвечать на возникающие возражения, исследовать результат и эффективность воздействия пропаганды, и наконец — дорабатывать ключевые идеи, находящиеся в её сердцевине.
— Искусство может выполнять пропагандистские задачи не напрямую и не столь явно, как новости и образование: не через попытки прорваться в сознание сквозь взгляды человека и (пере)убедить его в чем-то, а подспудно и окольным путём, — через красивые образы, символы, сюжеты, мораль повествований. Неслучайно для Левых имеют такое значение образы Светлого Будущего, идея Прогресса и представление себя самих как главных прогрессистов.
— Эллюль также говорит о необходимой массовости пропаганды, подтверждая мою догадку из первой заметки этой серии материалов: «Чтобы быть эффективной, пропаганда не может увлекаться частностями — и не только потому, что склонять на свою сторону людей, одного за другим, займет слишком много времени, но также и по такой причине: весьма затруднительно формировать взгляды у изолированного индивида. Пропаганда заканчивается там, где начинается обычный диалог» ("Индивид и массы", пер. А. Белоусова).
— Из этого же проистекает и необходимая Тотальность пропаганды: Сверх-идею (как тот же коммунизм, или леволиберальную Повестку в современных США, или на наши реалии — многонациональность-дружбонародность) нельзя насаждать кратковременно, а потом прекратить насаждать. — Это не выборы одного политика, где достаточно интенсивной агитации и лишь кратковременной мобилизации избирателя. — Это планомерный масштабный социокультурный процесс воспроизводства Дискурса, который продолжается десятилетиями, затрагивает все сферы жизни общества и претворяется в жизнь усилиями сотен и тысяч людей, объединяемых множеством социальных институтов: политическими партиями, общественными организациями, СМИ, учебными заведениями, правительственными учреждениями.
[ Предполагаю, века назад, подобным образом своё победное шествие совершала и религия... но теперь её место всё больше занимают идеологии. ]
Человек, оказавшийся в обществе, затронутом этой Тотальной пропагандой, не может полностью скрыться от неё или избежать её воздействия. — Он оказывается перед выбором: воспринять её и продвигаемую через неё идеологию или постоянно и сознательно отвергать во всех формах и сообщениях, где она встречается.
В следующей заметке этой серии я рассмотрю подробнее, как это отвержение происходит и почему пропаганда (даже Тотальная) может терять свою эффективность.