Недавно @
kermanich запостил цитату из повести «Школа» Аркадия Гайдара о том, зачем простому русскому мужику Константинополь:
"Что же, дело хорошее. Завоюем Константинополь, - говорил Баскаков. - Ну прямо как до зарезу нужен нам этот Константинополь! Я тебя спрашиваю, - тут Баскаков ткнул пальцем на рябого мужичка с уздечкой, пробравшегося к трибуне, - я спрашиваю: что у тебя, турок взаймы, что ли, взял и не отдаёт? Ну, скажи мне на милость, дорогой человек, какие у тебя дела могут быть в Константинополе? Что ты, картошку туда повезешь? Чего же ты молчишь?".
События в «Школе» происходят в Поволжье (Арзамас, Нижний Новгород) и возможно тамошним крестьянам действительно нечего было возить в Константинополь. Но вот например среди крестьян Новороссии, о которых известно, что они следили за хлебными ценами на мировых биржах, такая агитация могла бы и забуксовать.
Но ведь не хлебом единым жив человек.
«Мыслитель и публицист Евгений Трубецкой в статье 1915 г. «Национальный вопрос, Константинополь и Святая София» вспоминал, как «очутился на палубе русского парохода, шедшего в Одессу из Палестины...
На той же палубе собралась тысячная толпа русских крестьян – богомольцев, возвращавшихся из святой земли на родину. Истомлённые долгим странствованием, плохо одетые и полуголодные, они запивали водою чёрствый хлеб… и слушали полулёжа рассказы про Константинополь, про его храмы….
Там, на горе, из глаз моих только что скрылась освещённая солнцем святая София ...
И вот когда пароход наш тихо тронулся вдоль Босфора с его мечетями и минаретами – вся толпа твёрдо и торжественно, но почему-то вполголоса запела «Христос воскресе».
Привокзальная площадь Одессы, наверное, одна из самых необычных в Европе.
Прямо напротив вокзала до сих пор размещается сразу три внушительных храмовых комплекса: громадное подворье русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне, давшее имя улице идущей вдоль Привоза, затем подворье афонского же Ильинского скита, в самом начале Пушкинской улицы, и, наконец Андреевской подворье на том же квартале Пантелимоновской улицы.
Вы никогда не задумывались, почему даже знаменитый рынок Привоз, на который в Одессу привозили продукты из близлежащих местностей, находится чуть дальше от вокзала чем монастыри?
Потому что это были не просто монастыри, а гостиничные комплексы, через который проходил огромный поток богомольцев - в основном тех самых крестьян, описанных Трубецким.
В каждом храме России была кружка для пожертвований на паломничество по бывшим византийским святым местам, и когда там накапливалась нужная сумма, то приход отправлял туда самого заслуженного прихожанина. Он покупал билет на поезд до Одессы, там дожидался отбытия очередной группы паломников на Афон и в Иерусалим, и пароход нёс его через Босфор мимо Святой Софиии Константинопольской.
Вряд ли он нуждался в специальных объяснениях, зачем ему лично Константинополь