Официальные цифры заражённых SARS-CoV-2, тяжёлых больных и скончавшихся в РБ административно корректируются так, чтобы быть лучше российских, или в крайнем случае, не быть
критично хуже.
Возникает вопрос, чем обусловлена такая линия — те же Италия и Испания (настоящие европейские государства, в отличие от РБ) справляются с ситуацией довольно посредственно, соответственно, плохие цифры эпидемиологической обстановки не должны войти в противоречие с
еўрапейскасцью РБ и с превосходством
bielarusaŭ над русскими, с точки зрения белорусского национализма.
Ответ заключается в том, если РБ (или любая бывшая республика) демонстрирует показатели (объективно или
общественно значимые) значительно хуже российских, то она становится просто не нужна как административная единица. Логика в таком случае будет подталкивать к восстановлению единой административной системы, что равносильно включению в состав России без всяких коммунистических игр в суверенитет республик.
С Италией, Испанией, Китаем или США вопрос так не стоит, т.к. Беларусь ранее не входила в системы этих государств. Территории РБ находились в составе Польши, но культурная разница между современными белорусами и современными поляками гораздо существеннее, чем между современными белорусами и современными русскими. Это делает риски экспансии со стороны Польши более приемлемыми для режима Лукашенко, даже с учётом белорусизации, латинизации и окатоличивания — считается, что даже при выходе программы на максимум, население не приблизится к полякам критично.
Также это объясняет любовь Лукашенко к политониму
россияне — с
россиянами у белорусов нет ничего общего, в отличие от русских.
То есть, элиты РБ (или любой бывшей республики) заинтересованы в демонстрации превосходства над РФ, т.к. только превосходящая компетентность РФ (но не любой другой великой державы) ставит под сомнение суверенитет РБ и существование её местных элит. Вассалитет же с зависимостью от ЕС, США или Китая по идее должен сохранять элиты республик в каком-то виде, для блокирования экспансии России в условиях глобальной конкуренции. Плюс, местные элиты нужны далёким центрам силы, чтобы понимать население республик — русские же могут общаться с населением напрямую.
Я всегда удивляюсь, когда казённые медийщики РФ пытаются играть на
«посмотрите, украинцы/белорусы/казахи, как Запад вами помыкает». Для местных элит и националистов это вполне приемлемое положение: Запад должен управлять и блокировать действия РФ, а РФ должна платить, см. транзитный контракт для Украины.
До последнего времени РФ во многом поддерживала эту парадигму мышления элит республик, замещая недостающие компетенции и ресурсы республик на безвозмездной основе. То есть, РФ не давала республикам проседать по критическим и общественно значимым показателям, т.к. проседание привело бы к сомнениям, что республики нужны их населению как таковые. С учётом отсутствия политических и гуманитарных требований, РФ оплачивает цивилизационное размежевание со своими историческими территориями. Поэтому удивляться
разнице между встречей российских тестов и китайской гуманитарки не стоит. Для РБ российские тесты это свидетельство, что РБ не нужна, а китайская помощь, напротив, свидетельство, что РБ нужна — чтобы на её территорию не пришла Россия.
Это объясняет, почему элиты бывших республик склонны идеализировать кого угодно, кроме России.
Я не думаю, что есть
какие-то объективные причины, по которым Россия не может разобраться с РБ. По моим ощущениям, неприкосновенность РБ (и прочих республик) давно описывается притчей про голого короля. Ситуация перезрела, и единственное, что мешает её изменению — приверженность старому порядку,
«так принято»,
«в этом есть какой-то скрытый смысл, понятный лишь профессионалам». Далее аналитики подгоняют решение под ответ, находя объяснение в глобальной игре, энергетической политике, дружбе народов — готовая кормовая база для батькиных экспертов.