И еще из забытых, но сбывшихся пророчеств.
20 лет назад я написал статью на основе идей "Поведения" Крылова, попытавшись уложить их в некий устоявшийся формат социо-гуманитарных текстов. С умеренным успехом - статью кое-где цитировали и пересказывали, хотя до нормальной публикации она ни разу не дошла. Некоторые идеи там впрочем были не крыловские, а совсем мои, например про этику недоверия.
И вот, мы обнаруживаем, что примерно в те же сроки, которые обсуждались в статье, с миром происходят прогнозировавшиеся там изменения. Внезапно перестроился биологический порядок. Причем перестроился так, что он будет принуждать к соответствующей социальной трансформации.
http://viperson.ru/articles/egor-holmogorov-konstantin-krylov-posle-zapada-perspektivy-rossiyskoy-modernizatsiiСевер. Этика Севера, подобно Западной, индивидуалистична, но отталкивается она не от утверждения своей модели поведения, а от отрицания чуждых: другие не должны поступать по отношению ко мне так, как я не поступаю по отношению к ним. Эрзац-этика: если я чего-то не делаю - пусть другие этого не делают. Это не восточный "запрет", ограничивающий свободу маневра. Речь идет об активном устранении недопустимых и морально отвратительных моделей поведения, ставящем целью расширение поля свободной деятельности. Если Запад можно представить как сообщество индивидов не мешающих делать друг другу что-либо, то Север - это скорее объединение против общего врага, попытка очистить общество от явлений, не соответствующих основным ценностям, и предотвратить появление подобных явлений в будущем. Здесь вновь появляется разрыв между трансцедентным и мирским порядками, однако теперь сам трансцедентный порядок судится по тому, какое влияние он оказывает на посюстороннюю деятельность человека, духовное древо начинает познаваться по его мирским плодам.
Общество Севера можно обозначить как селективное, - жестко разграничивающее приветствуемые и допустимые модели поведения от отвергаемых и недопустимых, стремящееся вытеснить недопустимое допустимым. Количество приемлемых и отвергаемых моделей растет одновременно, так что в какой-то момент общество наживает себе много внешних врагов, одновременно задавая чрезмерно высокий уровень требований для своих членов. Здесь - источник кризиса северного общества...
После формирования целостного этоса Севера можно будет, на наш взгляд, говорить о возникновении этики недоверия, как основы для принципиально новой сети отношений, - поведенческая установки предполагающей возможность и высокую вероятность отказа людей от морального поведения даже в том случае, когда оно общепризнанно. В определенном смысле, взгляд на мир здесь плюралистичен, никаких оснований предполагать тождество своего и чужого морального содержания здесь нет, однако этот плюрализм не имеет однозначно позитивного оттенка: другой может оказаться носителем неприемлемых и враждебных поведенческих установок. Опасливость и осторожность будут фундаментальными чертами поведения, обеспечивающими предотвращение негативных ситуаций в будущем. Этика недоверия - это мировоззрение антропологического минимализма, отталкивающегося от понимания того, что "мир во зле лежит", человеческая природа является падшей и греховной, а значит человеку всегда требуется определенное усилие над собой, определенная "выдрессированность", чтобы вести себя морально. Нет никаких оснований ожидать от людей "хорошего" и, тем более, быть уверенным в этом.
Северный этос предполагает превращение личности в первостепенный уровень социальности, прежде всего за счет признания за ней возможности отказа от участия в любой социальной деятельности. Для данной этической системы принцип "пусть все, но не я" исключительно важен.