В истории с массовыми истериками татарских ущеных и чиновников на тему Стояния на Угре у комментаторов (чаще либеральных) проскальзывает такой момент, мол опять чиновники на ровном месте придумали какую то ерунду, чтобы отвлечь народ от Важного (протестов в Москве, роста цен, дискриминации ЛГБТ и т.д.) А сейчас ещё и с татарами посоримся, лучше не надо. А надо работать, а не ерундой заниматься, вот построим гражданское общество, вот заживём как в Европе, тогда то и подумаем.
Но это все неправда от начала и до конца. В русской исторической памяти Стояние на Угре всегда занимало большую роль. В конце концов, когда говорят об окончании ига, то этой точкой всегда считают Стояние, и надо быть особенным человеком, чтобы закончить хотя бы среднюю школу и ничего не слышать о нём.
В самой Калужской области на месте событий в1979 году поставили большой памятник к 500-летию битвы. И уже давно каждый год там проводятся фестиваль исторической реконструкции. И вообще вокруг памяти события проходит много чего и много народу этим занято, и что самое важно это все сплошь низовые инициативы, а не по указке сверху выстроенные строем болванчики.
Руководство Калужской области видя эту активность справедливо решило, что доходы от туризма лишними не будут, направило в Госдуму законопроект, который вводил дату окончания Стояния на Угре в свод Дней воинской славы России.
Т.о. если что-то и должно вызвать недоумение, так это тот факт, что Стояние на Угре не было в списке Дней воинской славы. А сама инициатива - это в чистом виде проявление гражданского общества. Я уже не говорю, что уважение к своей истории это именно что европейский подход. Вспомним пышный церемониал Британского двора, трепетное отношение к своей архитектуре, реконструкцию событий Гражданской войны в США и т.д. и т.п.
Теперь про претензии к другой стороны. Для начала надо понимать, что на Угре вообще не было предков современных татар. На противоположном берегу стоял хан Большой Орды Ахмат. Казанское ханство отделилось от Орды за 50 лет до означенных событий. На тот момент оно было с Русью в мире и в авантюре Ахмата участия не принимало.
После смерти Ахмата его сыновья учинили усобицу, и Большая Орда, обрубок Улуса Джучи, перестала существовать, а выжившие разбрелись по степи. В общем обижаться за предков некому. Впрочем, о людях которые обижаются за то, что их предкам не дали совершить массовые убийства и грабежи сложно сказать что-то хорошее. Однако, в случае с госсоветом Татарии там и предки чужие.
Но встаёт резонный, вопрос: а зачем им это вообще?
Ответ на поверхности, если следить за активностью татарстанких властей и интеллигенции на историческом и этническом фронте.
Во-первых, все 30 без малого сувереннитетных лет в Татарии помимо накачивания татарского национализма и русофобии всячески продвигалась тема Золотой Орды, татары представлялись наследниками ордынцев, писались тонны статей и монографий, проводились конференции и т.д.
Во-вторых, Символ веры современного татарского национализма содержит тезис о том, что казанские, крымские, астраханские и сибирские татары это один народ. Любые опровержения этого от исторических до генетических вызывают безумную истерику у местной этноинтеллигенции.
В-третьих, Татария давно пытается быть этаким маяком для малых народов России. И в целом Татарстан пытается быть центром тюркского мира в РФ. Кроме того бросается в глаза внешнеполитическая активность татарстанских властей, часто идущая поперек Москвы.
Исходя из этого прослеживается четкий задел на будущее в случае наступления серьезного кризиса в РФ. А цель в конечном счёте - создать государство Идель-Урал на территории Урало-Поволжья. Возможно такое завление покажется излишне драматичным, но реальность в том, что соответствующие карты рисуют сами сторонники и идеологи татарского сепаратизма.
По итогам: если вы выступаете в поддержку приданию дня Стояния на Угре официального статуса, то вы за гражданское общество, низовые инициативы и европейский путь (в хорошем смысле), если вы против праздника, то вы за азиатский империализм и гражданскую войну. Другого не дано.