L
Официальная лингвистическая позиция звучит так:
📌Республика Беларусь — в документах как название государства;
📌Белоруссия — в неформальной речи.
Защитники этой позиции прибегают к нескольким аргументам.
1️⃣ В русском языке давным-давно закрепилось название Белоруссия, и никакими решениями сверху это нельзя исправить на раз-два. Язык так не работает.
2️⃣ Написание Беларусь противоречит нормам русского языка, в котором не может быть соединительной гласной а.
3️⃣ В русском языке куча топонимов, которые звучат не так, как у себя на родине. Немцы вон называют свою страну Дойчланд и не возмущаются, что мы говорим Германия.
👊А теперь — контраргумент!
Чтобы понять, почему спор Белоруссия vs Беларусь — это не простой холивар, нужен исторический экскурс.
Была в СССР такая Белорусская Советская Социалистическая Республика, которая в 1991 году сообщила ООН о смене имени на Беларусь. Это был важнейший шаг, который символизировал свободу и начало новой жизни. Именно поэтому для белорусов так важно (даже сакрально, если хотите) написание Беларусь.
У филолога Есении Павлоцки я встретила интересный пример. Представьте, что ваша сестра Аня решила начать новую жизнь и изменила имя на Анетт. Прошла все круги бюрократического ада и теперь с гордостью сообщает всем, что она никакая не Аня, а гордая-независимая Анетт. Вот только народ вокруг не очень понимает эти выкрутасы, продолжает звать девушку Аней и игнорирует ее просьбы об Анетт. И хоть вы в лепёшку разбейтесь, объясняя сестре, что не хотите ее обидеть, что просто непривычно, что эти две Т на конце вообще не по-русски... Анетт вас все равно не поймет и будет обижаться. Надеюсь, аналогия понятна))
Что касается Дойчланда и других топонимов, то здесь тоже все понятно: сомневаюсь, что немцам есть дело, как их страна называется по-русски. Им не нужно отстаивать свою самость (а белорусам — нужно).
Как видите, вопрос вышел за рамки собственно лингвистического, и однозначного ответа пока нет. В посте про «Жыве Беларусь» я обошла острый угол, написав Белоруссия/Беларусь (потом заметила такой же ход у Леонида Парфенова). Но события последних дней так сильно изменили мое отношение к белорусскому народу, что я закрыла для себя эту дилемму и решила писать только Беларусь. Пусть это не совсем норма, зато я знаю, как это важно для белорусов, и мне хочется хотя бы так выразить своё уважение.
#ЖывеБеларусь