то есть формальную школу можно считать академической и слабой в прикладном выражении, а эти парни передают идеи некоторого прагматизма в тестировании
Каких-то 25 лет назад, да даже ещё 10, ещё было нормой когда приложение читало какой-то ввод из командной строки, выдавало какой-то вывод на экран, и больше ничего не делало. Пока это был обычным порядком, пока программа была вот такой, можно было кучу всего не учитывать — других программ всё равно не было или было мало. Но индустрия совершила значительный скачёк, и появилось множество других факторов. А формальное тестирование скачка делать не стало.
Канер, Бах, Болтон и другие вышли за рамки *отставшего в развитии* формального тестирования, и начали смотреть на другие соображения и связи. Система уравнений это математика — тут не стоит вопрос "удобна" ли она (хотя преобразования в математике тоже случаются). Пульт управления, интерфейс — уже другое дело, тут уже есть вопросы удобства и взаимодействия с человеком. Формальное тестирование ближе к системе уравнений, когда у тебя код есть (и требования к коду есть), а интерфейса не особо. Другие школы учат что важны и другие факторы.
Канер одно время выступал (и не раз, находимы разные презентации) о том что тестирование это социальная наука. Академические соображения в нём вполне могут быть, но это *другие* академические соображения, учащие не обычной формальной школьной математике, а как программа с людьми живёт и взаимодействует.