Size: a a a

Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами

2021 February 26
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
🛁 Тренажер для менеджеров и не только 30-19

Вы — менеджер в крупной компании с матричной структурой,  управляете сложным проектом. Проект очень важен для вас, он выведет вашу карьеру на новый уровень. Он значим и для компании, в его успешности заинтересован лично заместитель гендиректора, человек весьма влиятельный.    

Ваша рабочая группа состоит из специалистов разных подразделений компаний. Некоторое время назад в нее пришел новый сотрудник, финансовый аналитик по имени Глеб. Он спокойный, доброжелательный человек, крепкий профессионал.

Но есть одна проблема. Глеб нестерпимо, небывало, феерически и невыносимо ужасно пахнет.

Если бы вы были искушенным в ароматах героем романа Зюскинда, вы бы нашли этот запах интригующе сложным и заслуживающим внимания. Но вы им не являетесь, так что вообще непонятно, как работать.

Единственная причина, по которой вы еще можете заставить себя трудиться — особенности матричной структуры. Глеб, к счастью, сидит на другом этаже офисного здания. Вы не знаете, чем думал начальник Глеба, когда его нанимал. Вы не понимаете, как выносят этот запах соседи Глеба по офису, возможно, они принимают по утрам лекарство, отбивающее обоняние, или затыкают нос ватными тампонами. Невозможно предположить, что они просто привыкли или что им все равно: к этому нельзя привыкнуть, а сложная, сбивающая с ног ароматическая гамма, не оставляет места безразличию.

При этом вы не можете сказать, что Глеб — грязнуля, вы видели его в разных рубашках, волосы тоже выглядят нормально. Но запах... Вчера вы позвали Глеба на совещание, и половину вопросов обсудить не смогли: пришлось срочно встречу закрывать. Если вы заходите на корпоративную кухню, а он там побывал двадцать минут назад, вы пулей вылетаете оттуда.

Вы стали специалистом в вопросе неприятных запахов человеческого тела, прошерстили интернет, проконсультировались с дерматологами и поняли, что во многих случаях проблему можно победить.
Но что делать дальше? Мириться с ситуацией вы больше не можете, а взаимодействовать с Глебом как-то надо, проект будет идти еще полгода.
Если бы вы были начальником Глеба, вы бы его уволили безо всяких раздумий, но вы не властны увольнять людей из других подразделений — матрица есть матрица.

Ваши действия в этой ситуации?

А. Терпеть. Проект важнее ваших личных пристрастий, а в конце вы будете вознаграждены за страдания. Может, действительно обзавестить парой ватных тампонов, пропитанных одеколоном "Шипр"?

В. Поговорить по-дружески с Глебом, обрисовать проблему, предложить пути решения: принимать душ по утрам со специальными средствами, использовать сильный стойкий парфюм, обследоваться у врача.

С. Не раскрывая своей личности, указать Глебу на проблему: записки на рабочем столе Глеба, оставленные там же наборы гелей для душа, дезодоранты и тальк, адреса клиник с лучшими специалистами-дерматологами.

D. Рассказать о проблеме непосредственному начальнику Глеба. Пусть разбирается с подчиненным, раз есть явная угроза проекту. Это же он нанял пахучего сотрудника, а не вы.

Е. Аккуратно попросить помощи у заместителя генерального директора. Он же заинтересован в результате проекта, пусть поможет как-то разрулить ситуацию.

F. Подставить Глеба, чтобы его отстранили от проекта или даже уволили. Запах столь невыносим, что все средства хороши, включая и такие.
источник
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
Какой вариант выберете в этой ситуации?
Анонимный опрос
8%
A
43%
B
3%
C
42%
D
4%
E
0%
F
Проголосовало: 1330
источник
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
Комментарии к задачке, как обычно, послезавтра)
источник
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
3 марта в 19:00 OTUS зовет менеджеров ИТ-проектов и продуктов, архитекторов, аналитиков и спецов в ИТ-аудите на онлайн-дискуссию "Архитектура предприятия".

Корпоративный архитектор Петр Подымов расскажет:
- Как появилась и эволюционировала дисциплина "Архитектура предприятия"
- Почему строительство дома — плохая аналогия для динамической системы в рыночном окружении
- Как связана архитектура компании с другими дисциплинами и архитектурами
- Как стратегия компании превращается в архитектуру.

Регистрируйтесь и готовьте вопросы: https://otus.pw/r4M8/
источник
2021 February 27
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
Рекомендую всем РМам книжку Леви "Pixar. Перезагрузка". Про приоритеты, цели, управление рисками, принятие решений и работу со сложными стейкхолдерами типа Джобса.
источник
2021 February 28
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
🦨 Комментарии к задачке 30-19

Вариант А плох тем, что терпеть такое, увы, невозможно. А если и можно, то какая уж тут работа и хороший менеджмент?

Вариант В категорически не рекомендуется в матрице. Если бы Глеб был в вашем прямом подчинении — ок, разговаривайте. Но в матрице так не делают. Менеджер проекта отвечает за результат, а не за то, чтобы чужой сотрудник был приятен для окружающих.

Вариант D в матричной структуре наиболее предпочтителен. Не вы брали Глеба на работу, не вам заниматься его развитием и шлифовкой. Это работа непосредственного начальника Глеба, ему за это деньги платят.

Вариант С не так уж плох. Он подойдет, если возникнут проблемы с вариантом D. Начальник тоже ведь может не захотеть во все это ввязываться.

Вариант Е не годится — не надо отвлекать высокое начальство по пустякам, это не вопрос его уровня.

Вариант F применяют недалекие или отчаявшиеся менеджеры. Он труден, да и карма пострадает. Вам оно надо?

В реальности менеджер попробовал вариант D. Начальник Глеба долго колебался, но в итоге взялся за проблему. Глеб не превратился в ароматный цветочек, но уровень запаха снизился с “невыносимо” до “терпимо”.

Вообще, ситуация с пахучими сотрудниками встречается чаще, чем может показаться. Я видел и удачные исходы вариантов D и C, и уволенных сотрудников, работать с которыми было невозможно из-за запаха.  

А в одной компании менеджер решил перетерпеть, собрал волю в кулак, терпел до конца проекта, а в новом... получил в команду Глеба, потому что "вы же так хорошо сделали предыдущий проект". )

Терпеть — точно плохая стратегия.
источник
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
С 4 по 6 марта в 19:00 на бесплатном интенсиве от Skillbox можно попробовать себя в роли BI-аналитика, узнать, как выбирать данные для анализа, научиться строить отчеты в Power BI и хорошо разобраться в основах профессии.

А лучшим участникам подарят сертификаты на 15 000 рублей для дальнейшего обучения в Skillbox.

Прямые эфиры ведет Антон Астахов, руководитель отдела аналитики компании «Сантехника-Онлайн».

Узнавайте подробности и подключайтесь: https://clc.am/YckLVg
источник
2021 March 01
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
👀 О внимании и продуктах

Плохое — то, что требует внимания.

Плохая дорога требует внимания. Колдобины и ямы не позволят вам расслабиться и получать удовольствие от пейзажей за окном.  
Плохой магазин требует внимания. Вы не можете расслабиться и просто купить то, что хочется: приходится следить, чтобы вам не подсунули просрочку и не надули с акцией.
Плохой автомобиль требует внимания. Он ломается, жрет масло и заставляет вас переживать, заведется ли он вообще завтра утром.  
Плохой сотрудник требует внимания. Вы не можете просто дать ему задачу и получить результат в оговоренные сроки. Вам надо бегать и проверять, приступил ли он к работе, не забыл ли, ту ли задачу решает, на верном ли он пути, успевает ли к нужной дате и насколько качественно трудится.
Плохой продукт требует внимания. Он глючит и внезапно перестает работать, он донимает людей рекламой и просьбами оценить его в звездах, требует перезагрузки девайса и постоянной оплаты дополнительных опций.
И, нет, подписная модель — не универсальное решение проблемы.  

Потребность во внимании пользователя — та метрика, которую надо отслеживать для любого продукта. Хороший продукт не требует внимания, он просто тихо работает, вы не должны о нем думать и даже помнить.
Когда внимания нужно слишком много, оно вытесняется страхом и раздражением, потом перерастает в агрессию и отказ от продукта.  
Остатки команды разбегаются, остатки пользователей нажимают кнопку “Удалить”.  

Ваш продукт требует внимания пользователей и вы за этим не следите? Сочувствую.
источник
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
🪜 Гримасы найма

Чтобы стать в какой-то компании аналитиком, продавцом, разработчиком, дизайнером, тестировщиком, продуктовым или проектным менеджером, нужно пройти десяток собеседований, выполнять тесты, решать каверзные задачки. И доказывать, как сильно тебе хочется приносить пользу именно тут, в этой компании, а не за углом. Особенно в этой преуспел Яндекс – у них все задания для кандидатов такие, как будто они уже человеку зарплату платить начали.

Другое дело – топ-менеджеры, особенно в крупных компаниях. Никто, за редким исключением, не знает, за какие заслуги их наняли, кто они вообще такие и откуда. Некоторых даже загуглить не получается. Правда, через недельку после назначения всем рассылают письмо, дескать, знакомьтесь, Петр Евгеньевич, наш новый замдиректора, в предыдущие годы работал в ряде коммерческих организаций схожего профиля, а еще раньше руководил отделом в сотовом операторе, желаем ему новых творческих успехов.
И больше никакой информации. Почему именно он, за какие заслуги, чего он добился и что умеет, кто это все может подтвердить – никто не в курсе.

Никогда не напишут, что выбирали его из четырнадцати кандидатов, один лучше другого, но Петр Евгеньевич так сбацал "Мурку", что у конкурентов шансов уже не было. Никогда не покажут, что за тесты ему предложили, как он на вопросы отвечал, как кейсы решал и на сколько баллов сдал экзамен по английскому.

А потом удивляются: что это сотрудники нелояльные какие-то, не прониклись, не стремятся, да и не пытаются даже.
источник
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
Битва матерых IT-менеджеров — такое нельзя пропустить!
Где РМу лучше — в продуктовой разработке или в аутсорсе?

3 марта в 20:00 на онлайн-ринге встретятся Александр Крючков и Андрей Король. Шесть раундов они будут биться, чтобы выяснить:  

- В чем разница между PMом в аутсорсе и продукте.
- Где РМу больше платят, и где проще сделать карьеру.
- Где лучше прокачивать навыки, востребованные рынком.
- Где PMа уважают и ценят, а где будешь винтиком в системе.
- Куда вас точно не возьмут, и почему.
- Можно ли продуктовый подход вписать в аутсорс, и наоборот.

Занимайте места на трибунах и не забудьте попкорн: https://bit.ly/300GJnA
источник
2021 March 02
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
​🍆 Спрашивали — отвечаем 11

"Помогите советом. Как отучить боссов вмешиваться в дела проекта, которым руководишь? Сейчас постоянно приходится сталкиваться с различными сюрпризами из-за этой порочной практики. То босс позвонит заказчику и о чем-то с ним договорится, то сам заказчик звонит боссу через мою голову.
Устроить истерику и поставить ультиматум — не вариант. Обозначить вред от таких коммуникаций пробовал, не помогло. ) В ответ "да-да, понимаю, ты главный", а потом ситуация повторяется"
.

Ответ: никак! Боссы лезли, лезут и будут лезть в дела проектов. Менеджеры и проекты страдали, страдают и будут страдать от этого.
Просто примите эту его особенность. Все мы время от времени склонны к микроменеджменту. Конечно, можно объяснять, просить, уговаривать не вмешиваться... Но все равно босс сорвется.

Здорово, если вы понимаете, почему. То ли вам не доверяет и стремится быть в курсе деталей, то ли соскучился по работе в полях и хочет размять затекшие от сидения на Олимпе мышцы, то ли искренне желает вам помочь, вы же все в одной команде.

В любом случае, стоит плотнее работать с боссом, чтобы он узнавал о ходе проекта и проблемах от вас, а не от кого-то еще.
источник
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
🚨 Антикризисные менеджеры

Кризисные (антикризисные?) менеджеры — люди вечно страдающие. И не потому, что их никто не любит за урезание бюджетов и скоупа, массовые увольнения, жесткие переговоры с зарвавшимся клиентом и прочие малопопулярные меры. А потому, что выполнивший свою работу кризисный менеджер уже никому не нужен.

Среднестатистический руководитель, даже высокого уровня, может отдохнуть и расслабиться хотя бы иногда. Черные полосы в его работе чередуются с белыми. У наемного кризисного менеджера белых полос нет, он всегда работает в цейтноте и диком стрессе. И никакие деньги этот вечный стресс не компенсируют. Недаром одна из рекомендаций опытных управленцев в Долине: “Никогда не наследуйте чужие проекты и продукты: все достижения припишут предыдущему человеку, а все проблемы сразу станут только вашими”.

Каждый день кризисный менеджер близок к эпическому провалу. Но когда ситуация нормализуется, его место занимает обычный управленец. И так до следующего витка серьезных проблем.  

Люди, которые приходят к вам, чтобы спасти почти загубленный проект — герои. Цените их.
источник
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
​​Техлид стоит дорого. Если таскать его на все встречи с клиентами, про решение технических задач можно забыть.

Что делать РМу, если он не технический эксперт и вообще недавно в ИТ? Разобраться, на какие вопросы можно ответить самостоятельно, не навредя проекту и команде, а когда лучше все-таки позвать спеца.

Как решать эти задачи правильно, на прямой трансляции из IAMPM расскажут менеджер Денис Шаматажи и техлид Леонид Неугодников.    

Все будет 4 марта в 20:00 (мск).

Регистрируйтесь: https://bit.ly/2MK6TYQ
источник
2021 March 03
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
🤖 Люди, а не функции

Нанимать правильных людей в команду критически важно для менеджера.
И как только менеджеру такой шанс выпадает, он сразу совершает ошибку — рассматривает кандидатов как набор функций.

Менеджера можно понять: странно было бы нанимать исполнителей без нужных нам навыков. Но почему-то считается, что для исполнительских позиций совершенно не надо заморачиваться с длинными интервью. Дал тест, проверил уровень — и порядок.
Нет, не порядок.  

Зачем беседовать долго с исполнителем — разработчиком, тестировщиком, рабочим, юристом, продавцом, аналитиком — если мы выбираем функцию, а не человека? Зачем думать, как его разговорить, если это сотрудник нижнего уровня? Не очень лояльный компании и не самый важный, легко и просто заменяемый.
Затем, что важнее этого и нет ничего для успеха любого проекта.

Как только менеджер начинает управлять функциями, набором параметров, алгоритмизировать управление до абсурда, абсурд и приходит. А потом все сидят и страдают, что все так красиво было в отчетах и на дашбордах, и все так автоматизировано и прекрасно, а в реальности продукт разделил судьбу тех самых полимеров.

Стоит задуматься о том, чтобы не применять слова «ресурсы» к людям. И избегать любого иного обезличивания. «Нам нужно еще два с половиной FTE» — фраза, которая в компании должна быть запрещена. Вам нужны не FTE, а люди. Вы подумайте, поговорите, может и не три, а и один все сделает, да еще и рад будет.

И начинать надо именно с интервью — не ищите вы функцию, не привлекайте ресурсы.

Просто приглашайте людей работать с вами. Окупится.
источник
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
🦷 Нужное и ненужное

Есть простой способ понять, насколько ценен для компании сотрудник, нужен ли он вообще. Надо представить, что с завтрашнего дня он внезапно исчез. Какие задачи перестанут делаться? Можно ли их кому-то поручить без ущерба для других задач? Что в проекте, продукте, продажах, состоянии команды и бизнесе в целом может пострадать?

Точно так же можно проверить, насколько вам нужно целое подразделение. И чем оно вообще занимается.

Лучше поручать этот анализ нескольким людям. Пусть сделают его быстро и независимо друг от друга. Тогда можно не бояться, что мы упустим какую-то важную функцию.

Почему надо делать быстро? Если приходится долго вспоминать, какие задачи решает человек или подразделение, то они точно не важны.  

Проверено — прекрасно работает.
источник
2021 March 04
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
💊 Не влюбляться в свою идею

Генерировать идеи сейчас любой полуграмотный ИИ может. Гораздо сложнее не создавать новые, а отбрасывать негодные и отбирать верные. А то как происходит? Возникает у человека идея. Как будто лампочка в голове загорелась. Это же такое классное ощущение! Человек тут же в эту идею влюбляется. Он не может ее критиковать сам и не слышит людей, которые ее критикуют. И, конечно, не может закрыть проект по воплощению этой идеи, даже если видит, что все идет не так и не в ту сторону.  

Посыл "не влюбляться в свою идею" важно соблюдать для любого продукта. И правда, как можно любить идею? Любить можно процесс ее воплощения. Можно ли влюбиться в пластиковое окно? В пельмени? В банк, работающий через интернет? В сеть супермаркетов? В птиц, падающих на зеленых свиней? В бухгалтерскую программу? Вряд ли.
Зато можно любить процесс творчества, организации, управления. Можно наслаждаться созданием окон, пельменей, банков, супермаркетов, приложений. Очень по-русски, кстати.

И тогда все становится понятным и объяснимым: любовь к работе, творчеству важнее любви к продукту. А любовь к продукту не нужна вовсе.

В мире, где надо уметь быстро фильтровать идеи, оценивать продукты, делать их по несколько штук в месяц, мы должны ловить кайф не от результата, а от процесса. Это и есть наше управленческое настоящее. И уж, тем более, будущее.
источник
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
Передоз аджайла

Из подслушанного:
— Да этот твой Сидоров, да он обыкновенный раздолбай!
— Ну что ты, вовсе нет. Он просто живет в стиле аджайл. У него приверженность изменениям выше, чем способность следовать договоренностям.

Что интересно, последнее время аджайл начинают воспринимать именно так. Сидоровы постарались: теперь аджайл для многих неайтишных людей не способ бороться с неопределенностью, а способ ее создавать. Сроков нет, конечной стоимости нет, зафиксированного скоупа нет.  

Поэтому я обычно говорю теперь не “аджайл”, а “работа по итерациям” или “итерационное создание продукта”. Еще можно упоминать скрам — это слово пока нормально воспринимают. )
источник
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
ProductStar придумали новый способ погрузиться в профессию менеджера продуктов — бесплатную рассылку из 20 писем.

Каждую неделю вы будете получать материалы о навыках продукт-менеджера, шаблоны для кастдева, CJM и ROI-приоритизации, тренажеры для собеседований, полезные чек-листы и много чего еще.    

Сможете разобраться, подходит ли вам профессия, и какие навыки нужно прокачивать.

Осталось подписаться и проверить почту: https://bit.ly/3beb0Wy
источник
2021 March 05
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
🏖 Тренажер для менеджеров и не только 48-26

Вы — менеджер внутреннего проекта, ориентированного на развитие компании. Компания масштабная, с обширной филиальной сетью и немалым числом сотрудников.

В вашем распоряжении есть небольшая проектная команда, но большинство работ выполняет внешний подрядчик. Проект идет хорошо, подрядчик прекрасно выполняет свои обязательства, а квалификация его команды очень высока.

У вас сложились хорошие отношения с Юрием, менеджером проекта со стороны подрядчика. Вы регулярно общаетесь по рабочим вопросам, но любите поболтать с ним и на отвлеченные темы — у вас схожие интересы и увлечения.

На днях успешно завершился первый этап проекта, начинается второй. По плану вам нужно выбрать еще одного подрядчика — поставщика оборудования.
Компания Юрия сама такое оборудование не поставляет, но у нее есть партнеры, которые могут это сделать.

По правилам своей компании, вы должны будете организовать тендер, оценивать результаты которого будет специальная комиссия. Вы — один из ее членов, но далеко не самый влиятельный и авторитетный. Итоговое решение принимать не вам.

А тут вдруг Новый год приближается. Юрий звонит вам и говорит: "Слушай, наша компания хочет сделать тебе и твоим близким подарок — поездку в Австралию на новогодние каникулы. Там сейчас тепло, хорошо, лето. Перелет и отель для всех — полностью за наш счет. Ты только не воспринимай это как взятку, никаких обязательств с твоей стороны, просто нам срочно надо бюджет освоить, почему бы не сделать любимому клиенту и хорошему человеку приятное? Скажи в течение пары дней, сможешь ли поехать".
источник
Сергей Колганов - psilonsk - об управлении проектами
Как вы поступите в этой ситуации?
Анонимный опрос
12%
А. Приму подарок и проведу пару недель в Австралии.
63%
В. Вежливо откажусь от поездки, сославшись на личные планы, которые уже есть на каникулы.
17%
С. Твердо и официально откажу Юрию и укажу на недопустимость таких предложений в будущем.
3%
D. Жестко откажу Юрию и сообщу о его предложении своему руководителю.
3%
Е. Жестко откажу Юрию и сообщу об этом предложении службе безопасности компании.
1%
F. Предложу Юрию подарить мне не поездку, а деньги.
Проголосовало: 1324
источник