Ura.ru инициирует полемику о целесообразности сокращения школьного обучения с 11 до 9 классов. Участники дискуссии обсуждают различные аспекты образовательного процесса, но не учитывают, что продолжительность школьных программ лишь отчасти диктуется подходами к формированию современного комплекса учебных дисциплин и требованиями методик. В первую очередь, время, проводимое детьми в школах определяется нагрузкой на рынок труда. Когда аграрной экономике были нужны рабочие руки, то формат базового обучения не выходил за рамки трёх-четырёх лет церковноприходской школы, народного училища или, позднее, раннесоветской семилетки.
При обратных трендах, школьный курс, наоборот, растягивается. Окончательный переход на полную 11-летнюю программу был завершён уже в 21-м веке. Цель — снизить нагрузку на рынок труда не декларировалась, но была определяющей.
Если сейчас сокращать время пребывания молодёжи в школе, например, на предлагаемые 2 года, то в первую очередь, следует ответить на ключевой вопрос: есть ли рабочие места для новых работников в количестве двухгодичного прироста населения плюс высвободившегося контингента педагогов? Покроет ли экономическая выгода неизбежный рост социального напряжения?