Size: a a a

2018 October 22
FEDOR BORSHEV
Фейл гитхаба все еще продолжается: у нас до сих пор недоступна часть комментариев по задачам. Будьте аккуратнее — лучше сегодня воспользоваться электронной почтой.

В блоге пока ничего нет кроме «ценим, чиним, mysql». Пишем письма и ждем post portem.

#гитхаб
источник
2018 October 24
FEDOR BORSHEV
Простое правило про технический долг

В какой-то умной книге прочитал правило: «если пилишь фичу — сначала сделай так, чтобы ее удобно было добавлять, а только затем — добавляй».

Как бы ужасно (для менеджеров) это не звучало — в управлении техническим долгом работает отлично. Если техдолг заметно замедляет выполнение задачи — нужно сначала с ним расплатиться, а потом уже браться за задачу.

Пример — у меня в проекте все очень плохо с пермишенами: используется адская мешанина из булевых полей и встроенного во фреймворк говна. Когда бизнес придет с требованием, которое нельзя реализовать без нормального RBAC, я (конечно испробовав все способы этого не делать) сначала сделаю нормальный RBAC, а затем уже решу задачу.

#техдолг
источник
2018 October 26
FEDOR BORSHEV
Ритуал начала спринта

Для опытных ребят у нас в команде есть всего одна обязательная точка контакта — начало.

Если программист не понимает, для чего он делает конкретную задачу или, еще хуже, вынужден постоянно переспрашивать детали, то удаленная работа больше мешает, чем помогает. Командам, которые испытывают проблемы с постановкой задач, просто необходим офис.

Что мы обсуждаем обязательных встречах:

Чтобы что. Я рассказываю, зачем задача нужна бизнесу.
Как. Исполнитель рассказывает о том, что он понял и как будет это делать.
— Для сложных задач — определить чекпоинты и definition of done.

Форматы передачи результата, пожелания к коду, тексты транзакционных писем — все не так важно по сравнению с частями «чтобы что» и «как».

#чтобычто
источник
2018 October 29
FEDOR BORSHEV
Вопрос: расскажи, как удается сохранять концентрацию целый день, работая дома?

Наверное вы хотите услышать не про банальности вроде техники помодоро, поэтому расскажу про способы улучшения концентрации, которые кажутся специфичными именно для моего стиля работы.

Я редко работаю из дома прям целый день — стараюсь менять рабочее место хотя бы один раз за сутки. В качестве альтернативы дому у меня есть несколько любимых кофеен, библиотека и, внезапно, метро — там можно писать тексты на телефоне.

Важный момент для концентрации дома — рабочая зона. Кроме того, что рабочая зона должна быть удобной (я предпочитаю работать стоя), она должна быть только рабочей — всем вокруг должно быть понятно, что вы работаете, а не присели сериальчик посмотреть.

Ну и конечно же — это обязательное личное время. Критично важно выбирать время, в которое вы НЕ работаете. Желательно, чтобы таких периодов было несколько в течение дня. Этот принцип называется «плати себе первому» — дело в том, что при удаленной работе легко упороться и провести за компьютером целый день. Насколько вы будете полезны после дня непрерывной работы? А после недели? А через месяц?

#вопрос
источник
2018 October 31
FEDOR BORSHEV
Как спрашивать «зачем»?

Как вы помните из заметки про фичреквесты, которые не стоит выполнять, вопрос «зачем?» — самый важный вопрос, который нужно задавать любому представителю бизнеса, который пришел к вам с задачей.

Однако задавать постоянно этот вопрос не так уж и просто: если в лоб спрашивать у каждого постановщика, зачем ему эта задача, он может и обидеться — к вам же пришли, оторвались от важных дел, подумали головой, а вы тут сидите с умным видом и объясняете, что делать ничего не нужно.

Вот пара трюков, чтобы процесс задавания вопросов пошел легче:

• Объясните, чем вы можете помочь, имея это знание. К примеру, только вы знаете все уголки системы настолько, чтобы не пилить новую фичу, а предложить уже существующую похожую.

• Поговорите про цифры: «Подскажи, какие показатели мы прогнозируем в результате?». Когда вы говорите про цифры и гипотезы, то вы находитесь максимально далеко от личности постановщика задачи, а значит ему будет спокойнее отвечать на ваши вопросы.

• Расскажите, что понимая конечный результат, вы забираете на себя больше ответственности — если в конце спринта будет говно, то виноваты будете вы сами, а не тот, кто плохо поставил вам задачу. Для постановщика это выглядит как делегирование, а делегирование любят все менеджеры.

#чтобычто
источник
2018 November 02
FEDOR BORSHEV
Гитхаб позавчера выкатил пост мортем об инциденте прошлой недели.

Вкратце — из-за короткого (43 секунды) раъединения связи между датацентрами в разных концах США, механизм выбора мастера сломался, и сделал так, что приложения стали жить в одном ДЦ, а данные — в другом.

Из-за пинга в 60ms между серверами и БД собственно и начались проблемы, которые они восстанавливали больше суток.

Интересное:
— Количество данных они измеряют во времени, которое ушло на их генерацию (a few seconds of data, 30 minutes of data).
— Можно было потерять 30 минут данных, но не вырубать систему на сутки. Понимая сроки в самом начале, они все равно решили вырубаться. Сильное решение.
— Полный бекап БД гитхаба занимает несколько терабайт, снимается раз в 4 часа и восстанавливается для проверки раз в день.
— Они очень быстро реагируют — через 11 минут после начала проблем гитхаб перевел индикатор работоспособности в желтый режим, а еще через 2 минуты пришел некий Incident Coordinator (интересно, сколько человек у них on-call?) и перевел индикатор в красный.

#гитхаб
источник
2018 November 07
FEDOR BORSHEV
Производство и потребление

Есть два режима жизнедеятельности — производство и потребление.

Производство — это когда после вас остаются артефакты: код, письма, идеи, макеты. Потребление — все остальное. Написать программу — производство, посмотреть фейсбук — потребление.

В увеличении потребления заинтересованы те, кто вас окружает: ютубчик, макдональдс, друзья, которым нужна компания для похода в бар, да и вся мировая экономика в целом.

В увеличении производства в первую очередь заинтересованы вы сами. Чем больше вы делаете (или другие, с вашей помощью) — тем быстрее достигаете целей.

Человечество изобрело кучу инструментов для потребления —телефоны, торговые центры, push-уведомления, шаурма у метро.

Инструментов для производства, вроде скетча, макбука и молескина — наоборот, мало. На самом деле, можно производить больше, чем 95% людей, имея только сильное желание и блокнот, но это тема для отдельного разговора.

Разделяйте потребление и производство. Не получится продуктивно работать, если отвлекаться на фейсбучный тупняк. Не получится насладиться ужином, пытаясь написать код.
источник
2018 November 09
FEDOR BORSHEV
Три текстовых редактора

Кроме писем и телеграма, я еще пишу код. В этой заметке кратко расскажу про историю текстовых редакторов, которые я сменил.

Vim

Vim — клевый: быстро работает, позволяет редактировать текст со скоростью мысли. Но попытки приблизить его к IDE съедают столько времени, что нормально пригоден он только для написания текста. Попробуйте к примеру пописать что-нибудь на vue.js или настроить нормальный автокомплит для питона.

Sublime

Быстрый как vim, с теми же хоткеями (vintageous/six), куча фич через плагины. Почти год на нем сидел, но уперся в нестабильность плагинов: то хоткеи отвалятся, то подсветка postcss во vue. Починить что-то самому — нереально, в исходниках большинства плагинов — лапша.

Vscode

Гигантское коммьюнити, баги чинят быстро. Если выпилить отвлекающие вещи вроде сайдбара или интеграции с гитом, то вполне можно писать код.

Уже почти год на нем, правда теперь всегда таскаю зарядку от ноубтука в рюкзаке.
источник
2018 November 12
FEDOR BORSHEV
Вопрос: расскажи, как ты пишешь регламенты

Я регламенты не пишу :-) Мне всегда везло с коллегами — почему-то попадались осознанные люди, которым регламенты не требуются.

Осознанным людям может помочь понятное описание новых для них частей контекста — рассказ о том, что делают коллеги, погружение в новый проект, и т.д. В таких случаях я обычно записываю ролик в Луме — получается лучше, чем текст.

Еще осознанным людям пригодится набор советов, что делать в той или иной ситуации, к примеру как оформить пулл-реквест так, чтобы его хотелось быстрее посмотреть.

А регламенты им скорее всего помешают — придется тратить время, чтобы соответствовать непонятной букве непонятного документа, а не духу здравого смысла.

#вопрос
источник
2018 November 14
FEDOR BORSHEV
Смело тратить время на настройку окружения

Я никогда не стесняюсь тратить время на настройку окружения. Если у меня отвалился плагин для вскода, я могу спокойно потратить пару часов, чтобы разобраться во внутреннем устройстве и все пофиксить. На всех своих проектах я полностью автоматизирую процессы теста и деплоя. Если можно было бы автоматизировать постановку задач, я бы и это автоматизировал.

Профессионал отличается от новичка именно набором инструментов. У профессионального стоматолога никогда не сломается кресло, когда на нем находится клиент с открытым ртом. Как только профессионал заметит намек на проблему — он вызовет мастеров и не будет сильно страдать от того, что примет на пару клиентов меньше, пока кресло будут чинить.

С программированием тоже самое — чтобы писать код, нужно быть предельно сконцентрированным. Я не могу концентрироваться, когда у меня не работает подсветка в IDE. Или когда вместо размышлений о коде я занят тупым перекидыванием файлов на прод, которое  все не доходят руки автоматизировать.

А когда я не сконцентрирован — я трачу время впустую, а значит попросту ворую его у себя и у заказчика.
источник
2018 November 16
FEDOR BORSHEV
Сервисы: gemury

Все ребята размером меньше Яндекса давно стремятся как можно меньше инфраструктуры держать у себя, и как можно больше отдавать профессионалам.

Во внешней инфраструктуре можно даже держать такую личную вещь, как репозитории приватных пакетов. Именно этим занимается gemfury — дает удобные приватные хранилища пакетов для всего, что только можно придумать — поддерживаются реестры NPM, индексы питона, репозитории Ruby и PHP. Есть даже совсем странные репозитории, вроде пакетов Дебиана или Bower (помните такой?).

Доступ к реестрам организуется через нативные средства языка — просто для ваших пакетов создается приватный и очень длинный адрес, который вы потом добавляете в свой package.json или requirements.txt.

За совсем небольшие деньги доступны командные аккаунты с разграничением доступа.
источник
2018 November 19
FEDOR BORSHEV
Когда докер становится нужен?

Это продолжение старой заметки Нужен ли вам докер в продакшене? Нет.

Для небольших команд, которые не любят сложностей, есть всего две причины добавлять докер в прод.

— У вас появился тестировщик. Тестировщикам нужно окружение для каждой новой задачи. Если задача падает тестировщику — рядом с ней должна лежать ссылка на песочницу, в которой ее можно потыкать.— Вам раскладываете код больше, чем на одну машину. Большинство провайдеров позволяют строить на своей базе достаточно мощные виртуалки, и по началу действует модель масштабирования, при которой вы просто разносите сервисы по разным хостам. Когда единственного сервера с приложениями становится мало, вот тогда пора добавлять докер.

Ни в коем случае не стоит добавлять докер, если вы хотите просто автоматизировать деплой — даже если у вас десяток сервисов, без него будет проще. Если надоело вручную настраивать сервера — тоже не стоит, лучше освойте какой-нибудь Ansible.
источник
2018 November 21
FEDOR BORSHEV
Не мешать планам работать

Единственная причина, по которой можно поставить новую задачу посередине спринта — серьезный баг на продакшене, который обходится в понятные деньги.

Если начался спринт, то его скоуп высечен в камне. Это такой договор: я ожидаю результата в срок, а в замен не имею права влезть со своими «срочными» задачами.

Возможность управлять свои временем — одновременно и большая ценность, и большая ответственность. Если люди, которые этого не ценят — для них удаленная работа в маленьких командах противопоказана.

А если люди в вашей команде достаточно взрослы, чтобы самостоятельно планировать свое время, то такой подход экономит время управленца (сразу после запуска можно планировать следующий спринт и больше ни на что не отвлекаться), и улучшает стабильность и эффективность всего производства в целом.
источник
2018 November 23
FEDOR BORSHEV
Шаблоны задач

У гитхаба очень клевые шаблоны задач. Люблю их потому, что они текстовые, поэтому никого ни к чему не обязывают. Если вы точно знаете, чего хотите — можно всегда выкинуть штатный шаблон, и написать что-то свое.

У нас всего два шаблона — «Задача» и «Баг». Шаблоны максимально простые, и самое главное, для чего они нужны — отвечать для всех на вопрос «чтобы что». Чего мы ожидаем добиться, сделав задачу? Программист знает, ради чего он пилит таск. Менеджер еще на этапе постановки формирует бизнес-ожидания от задачи.

«Чтобы что» — вообще самый важный вопрос для любой задачи. Если ответ на вопрос не очевиден в момент постановки — это говно, а не задача. Для бага вопрос «чтобы что» тоже актуален — если у вас на сайте на пятом уровне вложенности каталога отваливаются фильтры, то кому станет лучше, если он заработает?

#чтобычто #гитхаб
источник
2018 November 26
FEDOR BORSHEV
Вопрос: мне дают много кода на ревью. Прям так много, что иногда не остается времени на свои задачи. Как соблюдать баланс между своими задачами и чужими?

Можно попробовать мою методику разделения времени. Я делю свое рабочее время на две части — личное и условно-свободное. Личное время я трачу на то, что важно для меня — мои задачи, аналитика, стратегические исследования. На личное время уходят самые продуктивные часы (у меня это утро). 

Условно-свободное время я занимаю тем, что важно сейчас — это может быть и ревью кода, и ответы на письма, и помощь кому-то с решением задачи.

Личное время — это святое: оно закрыто в календаре, в это время я не пользуюсь почтой, не захожу в телеграм и даже стараюсь избежать гитхаба, чтобы случайно не увидеть, как кто-нибудь от меня чего-нибудь ждет.

#вопрос
источник
2018 November 28
FEDOR BORSHEV
Форс-пуши в гитхабе

#гитхаб продолжает радовать полезными фичами — теперь даже при перезаписи истории через force push, он все равно сохраняет промежуточные результаты.

Force push — это такой способ поддерживать красивую историю изменений, когда программист локально переписывает историю коммитов задним числом, а потом отправляет изменения на сервер. Обычно это делают в рамках пулл-реквестов, чтобы легче было понять, что именно задумал автор.

В последнее время в бету прилетело еще много нового — показ похожих тасков при создании новых, возможность удалять их и переносить между проектами.
источник
2018 November 30
FEDOR BORSHEV
Параллельность в Circle CI

Это — начало рассказа о том, как у нас устроен Continuous Integration среднеразмерного (> 100K SLOC) приложения на Django. Сейчас мы гоняем в CI около 6000 тестов, а процесс от мерджа в мастер до появления на проде у нас занимает около 4-х минут.

Пока я не совсем понимаю, насколько вообще это вам интересно, поэтому продолжение буду писать только если этот пост наберет 200 лайков.

Начну с самого важного умения Circle CI — параллельности. Сейчас в самом большом нашем проекте около 6000 юнит-тестов, и весь прогон в один поток занимал бы около часа. Для таких ребят как мы серкл дает два инструмента — более быстрые контейнеры и разбиение тестов на несколько машин. Мы используем оба варианта.

Более быстрые контейнеры подразумевают разделение тестов на множество потоков средствами самого тестраннера — мы используем обычный pytest-xdist с двумя потоками на ядро. В данный момент для того, чтобы вам включили возможность самому управлять ресурсами, вам придется связываться с поддержкой (подробнее тут), которая вам предложит специальный вариант оплаты — не за количество контейнеров, как на официальном сайте, а за машинное время, которое вы тратите на сборку. Я советую соглашаться — на наших проектах, перейдя на поминутную оплату, мы стали экономить около 50% денег.

Второй метод, параллельность, доступен всем — при помощи фирменной утилиты, вы разбиваете тесты на несколько пакетов, каждый из которых работает в отдельном контейнере. Когда все контейнеры отрабатывают штатно — запускается следующая задача (к примеру деплой), уже в одном контейнере.

В итоге параллельность позволяет нам минимальными затратами добиться цифр из приложенной картинки.

Интересно продолжение? Лайкайте.
источник
2018 December 03
FEDOR BORSHEV
Плохое делегирование

Плохое делегирование — это когда ты отдаешь задачу, а потом проверяешь каждый шаг. Типа отдал задачу на неделю, а на следующий день уже пишешь «как дела? что уже сделал?».

Мало того, что на такое делегирование уходит столько же времени и внимания, как на саму работу, так это еще и бесит: не всем приятно, когда с ними обращаются как с ребенком.

Еще один плохой эффект — если людям не давать обосраться, то они привыкают к внешним стимулам. Через месяц работы на стимулах, любой, даже супер-осознанный сотрудник или сбегает, или переключается в режим ежика, который не взлетает, пока его не пнешь.
источник
2018 December 05
FEDOR BORSHEV
Поговорили с Дмитрием Зыбкиным, ведущим канала @java_developer о том, чем занимается CTO в современном мире
источник
FEDOR BORSHEV
Кто такой CTO

Задал несколько вопросов Фёдору Борщёву, CTO в ГдеМатериал и автору канала @pmdaily.

— Расскажи, как прошел свой путь от простого программиста до технического директора

Я работал в небольшом провинциальном веб-агенстве. Там достаточно быстро начал руководить всей командой разработки. Думаю, это не было моей заслугой — просто в компании было тяжело с людьми, которые одновременно умеют брать на себя ответственность и понимать, как работают технические штуки.

В какой-то момент я осознал, что у меня хорошо получается самостоятельно прокачиваться в хард-скиллах, но вот с софт-скиллами вообще ничего не происходит. Взвесил себя на рынке труда и понял, что со своим балансом знаний я не подхожу ни для чего кроме скучной работы низкопробного веб-программиста, и немного приуныл.

Тогда я и решил на какое-то время завязать с программированием, перебрался в Москву и пошел в студию Лебедева руководить дизайн-проектами. Студия — место с особой атмосферой и особенными людьми. Думаю, именно студия дала мне то, чего не хватало, чтобы стать CTO.

За время редких студийных выходных я выучил Django и сопутствующий стек (до этого писал на PHP). И под конец работы в студии начали сыпаться предложения об интересных технически-сложных проектах.

— Чем занимается CTO?

С точки зрения бизнеса, первая задача CTO — сделать работу с техническими специалистами такой же управляемой как, скажем, с менеджерами по продажам. Бизнес не должен задумываться о том, сколько у него программистов, на каких технологиях они работают, какое у них покрытие кода тестами и объем технического долга. Вместо этого он должен выдавать требования, получать в ответ цифры ФОТ (оплата труда) и результат к заявленному сроку.

Дальше начинается специфика — в маленьких компаниях CTO должен быть мастером на все руки. И в продукт влезть не хуже продакт-менеджера, и код пописать на уровне синьора, и бизнесу рассказать, какие требования лучше отдать в разработку, а какие сделать по старинке на Экселе и AmoCRM.

В больших компаниях, наоборот, CTO становится ближе к администрированию — выбирает правильных подрядчиков, задает им бизнесовые KPI, обращает много внимания на HR — как делить команды (по продуктам? по компетенциям? по фичам?), кого ставить во главу этих команд, как нанимать правильных людей и организовать передачу знаний.

Кроме бизнеса «сверху», есть еще программисты. Программисты обычно ждут от CTO хороших процессов — все хотят получать четко поставленные задачи с четкими критериями приемки, работать на актуальных технологиях, иметь возможность самим принимать решения и расплачиваться с техническом долгом, знать у кого из коллег о чем стоит спросить и т.д. В общем задача CTO для программистов — сделать, чтобы они были счастливыми, а значит — производительными.

— Насколько глубоко CTO должен разбираться в языках программирования? И какие технологии должен знать?

Для маленьких компаний, где CTO «работает руками», чем больше технологий — тем лучше :-) Лично я стараюсь фокусироваться на том, что важно для комфортной и быстрой работы команды, но при этом тяжело дается для изучения на «боевых» задачах — девопс, новые инструменты\механики тестирования, какие-то вещи про будущее.

Кроме самих технологий, CTO должен понимать, куда движется рынок в целом. Скажем года два назад хороший CTO для JS-проектов должен был изучать такие популярные сейчас вещи как Vue.js, typescript, jest, задумываться о serverless, знакомиться с netlify, предсказывать, что хайп вокруг NoSQL сойдет на нет и т.д.

А для больших компаний желание работать руками скорее будет минусом, чем плюсом.
источник