Одна из моих любимых тем, объединяющие политику и искусство — пагубное влияние сиюминутной политизации на произведения, особенно и в первую очередь музыкальные. Говорить я на эту тему могу много, потому делаю это только по каким-то поводам — зачем мусолить одно и то же?
Конечно, она может и вытянуть нечто не очень хорошее до интересного уровня — кто бы слушал МДП, если бы они не пели про зиги? Политизация sub specie aeternitatis вообще может делать лучше, потому что она близка к философским рассуждениям — см. некоторые этапы в творчестве Боба Дилана, в том числе в комбинации с интро к «Хранителям». Однако же если не брать RAC и прочие жанры, сиюминутная политизация лишь вредит группам, которые что-то умеют в музыке.
Что я имею в виду под сиюминутностью? Песни про текущие проблемы, которые не были актуальны энное количество лет назад. Про текущих лидеров, последние новости и т.д. Она превращает Нойза МС (прости Господи) из «ну вроде прикольного пацана, забавная песня про телевизор есть, хз чё там он ещё делал, но про телек смешно» в полоумного клоуна, криво переделавшего песню Летова.
Как я говорил, пишу я на эту тему обычно по каким-то поводам. Сейчас этот повод — моё знакомство с группой Порнофильмы. Прежде чем ты, читатель, захочешь мне написать своё мнение о низком качестве музыки этой группы, я хочу ответственно заявить — да пофиг как-то. Речь не о том, да и это не совсем правда, а для разговора о причинах отторжения подобных групп нужен отдельный, большой пост. Потому давайте примем как аксиому то, что они умеют делать музыку и забьём на этот вопрос.
Перед вами две их композиции. С музыкальной точки зрения, они ± одинаковые по ценности: в обеих есть интересный мотив, вокруг которого выстроены хорошие и грамотные куплеты и переходы. Но есть нюанс.
Первая песня по тексту — просто обычная, стомиллиардная песня о любви и переживаниях человека. Для цеников кринжовая, для ценителей высокой поэзии пошлая, но, в общем и целом, текст там служит своей цели — сопровождает музыку. Смысловые акценты в тексте совпадают с акцентами в музыки. «Стенка за стенкой, душа, за душою тоска» поётся на низах, искренний прорыв на «Я же тебя никогда никому не отдам» — уже переход в полный голос с диминуэндо перед прорывным припевом. «Я так соскучился» можно говорить с разным смыслом и это подчёркивается вокалом — а строка преднамеренно остаётся одной и той же.
Нарастает напряжение в музыке и вокале — нарастает напряжение в тексте. Вне зависимости от отношения к этому жанру, оно сделано грамотно и правильно.
Вторая — злободневная сатира про полковника КГБ дядю Володю, который может закрутить гайки, и про тётю Наташу, прокурора, который может что-то пришить. Мне продолжать разбор, или вы уже словили фейспалм от уровня неоригинальности и аутизма этой сатиры?
С музыкальной-то точки зрения там точно не хуже, чем в первом примере. Куплеты ритмичные, апогея рубленности достигают на «дядядядядя», чтобы перейти в протяжные припевы. Сделано всё по уму, но когда ты с первых строк понимаешь, что тебя тычут лицом в некоего Володю, закручивающего гайки, а потом повторяют пятьдесят, блядь, раз, чтобы ты точно понял, как всё плохо, начинает уже как-то воротить сразу.
И вот так всегда. Так что если вы решили стать анимеконсервативным музыкантом, то, пожалуйста, не пойте про нечто преходящее. Пойте про вечное. Даже если про любовь — ну обосрут вас ценики в комментах, но эта ненависть гораздо дороже любви тех, кто хочет подпеть про плохого Володю, Дональда, Берни, да не важно кого.
https://vk.com/wall-50177168_950164