1) Для сохранения существования пенсионной системы, практически каждая развитая страна должна повысить пенсионный возраст.
В вопросах, касающихся пенсии, Франция — такая же страна, как и все остальные, только ещё хуже. Всё, что связанно с её пенсионной системой, нежизнеспособно. Безумно то, что во Франции существует 42 различных пенсионных плана — один для водителей трамваев, другой для оперных певцов и так далее. Невероятно и то, что французы убеждены, будто у них есть дарованное Богом право выходить на пенсию именно в 62 года, а то даже и раньше. И совершенное безумие заключается в том, что они выходят с протестами на улицы всякий раз, когда государство пытается что-то сделать со всем этим бардаком.
Если бы французы взглянули на ситуацию под немного другим углом, то они могли бы найти поводы для радости. В конце-концов французы, как и люди почти со всей планеты, могут рассчитывать на долгую жизнь. Единственная проблема заключается в том, что если они не станут дольше работать, то им придётся получать свои пенсии на большем протяжении лет. Более того, из-за низкой рождаемости в последних поколениях, всё меньшему числу молодёжи придётся финансировать их пенсии.
Международный пенсионный кризис — это бомба замедленного действия. Пускай эта бомба и не столь опасна, как изменение климата, она почти настолько же важна для финансовых рынков, уровня жизни людей и многого другого. В этом году почти каждый десятый житель планеты выйдет на пенсию. Согласно ООН, к 2070 году на пенсию будет выходить уже каждый пятый.
Эффекты от этого кризиса распростанёны крайне неравномерно. Африка, к примеру, куда меньше подвержена этой проблеме, потому что её население относительно молодое. В Северной Америке эта проблема стоит куда острее. В Азии и Европе она попросту огромна. Старейшая страна мира (демографически) — Япония, и одна из наиболее быстро стареющих — Южная Корея. Старейший континент — Европа, и внутри Европы Греция, Польша, Португалия, Словакия, Словения и Испания являются теми странами, которые стареют быстрее всех.
У политиков есть лишь три крупных пути того, как они могут повлиять на ситуацию, чтобы решить эту проблему.
Первый — это пытаться влиять на ставку пенсионных взносов: на то, какую большую сумму люди трудоспособного возраста обязаны платить в пенсионную систему. Эта ставка имеет тенденцию к росту в богатых странах, что создаёт всё растущую нагрузку на молодёж, пытающуюся начать свою карьеру (и задающуюся вопросом, доживёт ли вообще пенсионная система до моменту их выхода на пенсию). Альтернатива тому, чтобы заставить рабочих больше платить — финансировать дефицит в пенсионной системе из государственного бюджета, что является отличным планом для создания следующего кризиса суверенного долга.
Второй возможный вариант — пытаться влиять на коэффициент замещения, т.е. на отношение уровня доходов людей, вышедших на пенсию к тому, сколько они зарабатывали во время своей работы. Это соотношение варьируется от 30% в Литве, Мексике или Великобритании до 90% в Австрии, Италии, Португалии или Турции. Так как большинство пенсионных систем нежизнеспособны в долгосрочной перспективе, эти цифры будут сокращаться почти повсеместно. Это означает, что многие старики попросту окажутся бедными.
Это подводит нас к третьей опции — влиянию на возраст выхода на пенсию. Увеличить его — самый простой способ оздоровить пенсионную систему, снизить нагрузку на молодых людей, а также обещать большие пенсионные выплаты старикам. И, что немаловажно, при повы