1) Пожалуй, стоит внести немного дайверсити и высказать мнение о Тесаке и его деятельности, которое может вам не понравиться. Автор строк морально готовится уворачиваться от обвинений в дерадикализации правых.
Прежде всего – Тесак был очень яркой личностью, и с этим не спорит вообще никто, кто хоть краем уха слышал о его деятельности. Многие вещи, которые он делал, взлетали именно из-за его харизмы, но это уже звучит избито, было написано во многих некрологах. Но прежде чем давать лестные оценки, стоит вспомнить, чем вообще был «правый движ» Тесака.
Во-первых, да, как сейчас принялись утверждать многие либералы и левые, в нулевых правые действительно представляли из себя странную субкультуру неироничных зигометов, и ностальгировать по этим временам – удел либо откровенных ларперов, либо людей, у которых с эмпатией не лучше, чем у каких-нибудь сталинистов. Разумеется, любые подобные субкультуры никогда не смогут стать массовым «правым движем» – людям, ларпящим Гитлера абсолютно нечего предложить большинству людей, тем более, в стране, где победа в Великой Отечественной стала национальным мифом. Тесак начинал как часть этой субкультуры, и оказался с ней прочно ассоциирован – он стал более ярким её представителем, чем её лидеры тех времен. И что же сделал этот несомненно талантливый человек, будучи частью скинхедской субкультуры? Зиговал на центральных каналах, распространял фейковые (а сейчас СК вообще заявляет, что не только фейковые) видео «казней» иммигрантов, одним словом, пустил свой талант на позирование «для своих», и помощь федеральным каналам в создании у обывателя отвращения к этой субкультуре.
Во второй половине нулевых националистическая повестка перестала быть уделом субкультур и анахронизмов девяностых вроде Баркашова – в националисты записался Навальный а Русские марши стали собирать тысячи людей, а после конфликта в Кондопоге проблемы, связанные с этнокриминалом, стали очевидны для очень многих людей. Когда Тесак освободился после своего первого срока, он, в отличии от многих других скинхедов, смог адаптироваться к произошедшим изменениям – начались так запомнившиеся многим «Оккупай» – шоу, хоть и отчасти сомнительные из-за насилия, но привлекшее внимание огромного количества молодежи. При этом параллельно Тесак занимался совершенно сомнительной деятельностью – проводил платные семинары по воровству еды из магазинов и создавал финансовые пирамиды. Сейчас у вас должен возникнуть закономерный вопрос, а так ли велик суммарный положительный вклад Тесака в развитие националистического движения в России? На мой взгляд, ответ на это скорее отрицательный. Главная причина, наверное, в том, что будучи прекрасным шоуменом, Тесак направлял свои таланты главным образом на повышение собственного влияния в локальной и оторванной от реальной политики субкультуре, либо на монетизацию.
К слову, сейчас очень силен нарратив о том, что наличие радикалов очень вредит существованию легальных националистических/правых политических сил. Казалось бы, скины времен Тесака, да и западные вигнаты тому пример, но посмотрев на взаимоотношения демократов и антифа, мы убеждаемся, что при наличии реальной власти радикалы не являются какой-то помехой легальным политическим силам. Проблема же русских скинов и вигнатов в том, что между их радикализмом и обычными обывателями напрочь отсутствовала прослойка релевантных легальных политических сил – и получается только радикализация внутри движения, делающая его все более страшным и отталкивающим для обычных