В конце марта на судостроительном заводе «Пелла» в Петербурге случилась трагедия, прямо у причальной стенки при стандартном «испытании на крен» затонул почти достроенный морозильный траулер «Скорпион». Два человека погибли, еще двое получили травмы. Событие не получило широкого освещения в СМИ, а напрасно - в этот день «испытание на крен» не прошла вся судостроительная отрасль страны.
С учетом сложившейся ситуации, можно предположить, что трагедия не последняя. Посудите сами - разрушенная в постсоветские лихие годы судостроительная отрасль внезапно для себя получила вал заказов на миллиарды рублей. Всему виной система распределения квот - инвестиционные квоты и в том числе «квоты под киль». Рыбопромышленники, получившие такие квоты, обязаны построить новые суда, причем сделать это нужно только в России.
Собственно, именно это мурманская компания «ФЭСТ» и пыталась сделать. Взяла в кредит 46 млн.евро и заказала два судна, стоимость каждого 33 млн. евро. Дальнейшую историю мы знаем. Одно судно было построено с нарушением сроков и затем было бесславно утоплено умелыми корабелами. Теперь компания и без судов и без квот, да еще и в долгах.
Похоже, аналогичная судьба ждет и других рыбаков, позарившихся на пресловутые «квоты под киль». За три года действия программы заказчикам переданы только 5 из 53 судов. Сроки задержек, в чем признается и глава Росрыболовства Илья Шестаков, составляют от полугода до двух лет. Чем чреваты подобные ситуации хорошо известно - спешка, штурмовщина, снижение качества и, как итог, погибшие люди.
Самое интересное, что никого особенно происшествие на «Пелле» не смутило - ничего не слышно о попытках пересмотреть эффективность программы «квоты под киль», или хотя бы поставить этот вопрос под сомнение. Что должно случиться, чтобы чиновники задумались - трагедия уже непосредственно в море на промысле?
Более того, уже готовится распределение второй партии инвестиционных квот. И есть те, кто предлагает под эти квоты вновь строить крупнотоннажные суда, целые плавучие «фабрики». Как и где их строить, если все судостроительные мощности завалены заказами и с ними не справляются?
На горизонте возникает и другая проблема, напрямую связанная с первой - построенные суда надо где-то ремонтировать. Тем более, что судя по всему, ремонтировать их придется сразу после ввода в эксплуатацию. Но все верфи заняты строительством - по данным «рыбной» комиссии РСПП, судоремонтная база страны способна обслужить только 15 процентов потребностей рыбаков в судоремонте. Получается, что большинство судов будет ходить без ремонта до последнего, что также чревато трагедиями.
Интересно, что никакой особенной необходимости так упираться только в строительство судов-«фабрик» нет - рыбу можно прекрасно перерабатывать на берегу на рыбоперерабатывающих заводах, которые и строить быстрее, и обслуживать проще. И в рамках все той же программы инвестквот такая возможность была - некоторые компании в обмен на часть квот строили заводы. И 21 из 25 заводов уже работают. Но похоже, кто-то просто закрывает на очевидные вещи глаза. Не удивительно, ведь речь идет о миллиардах евро. А когда на кону такой куш, то и одна-две человеческих жизни в расчет не идут.