
Таким аргументом могли стать только результаты социологического замера. По всей видимости, подчинённые Кириенко провели серию фокус-групп, на которых продемонстрировали людям интервью, а затем послушали, что те по поводу всего этого думают. Послушали, схватились за голову и побежали к шэфу.
До сих пор в Кремле безоговорочно считалось - то, что говорит президент, всегда идёт режиму на пользу. Если проблемы и возникают, то исключительно из-за действий врагов - внешних и внутренних. Очевидно, однако, что не враги организовали и выпустили интервью главы государства государственному же информагентству.
Интересно теперь, как произошедшее скажется на путинской самооценке? Он ведь давно уже считает себя великим политиком и гениальным коммуникатором, а тут вдруг такой удар. Это не праздный вопрос. В стране, где все зависит от воли одного человека, его психологическое состояние является важнейшим фактором, определяющим степень стабильности режима.
Придя к власти после непопулярного Ельцина, Путин восстановил давнюю советскую традицию - власть вновь стала действовать, прикрываясь волей народа. Ведь в СССР все более-менее крупные политические шаги - от сталинских репрессий до принятия новых конституций- всегда сопровождались демонстрацией этой самой воли: в трудовых коллективах проводились многочисленные собрания, на демонстрации люди выходили с соответствующими лозунгами, а в газетах день за днём печатались «письма трудящихся».
Все 20 лет Путин действовал примерно так же. Демонстрация связи с людьми была для него не менее важна, чем опора на мощь государственного аппарата.
Возможно, сейчас мы вступаем в новую эпоху, когда разочарованно махнув рукой на «народ», Путин будет править исключительно с помощью силовых механизмов. Всенародное голосование 22 апреля станет последним мероприятием, после которого страница будет перевёрнута. Дальше режим начнёт окончательную трансформацию из популистского авторитаризма в военную диктатуру латиноамериканского типа. Силовики будут получать все больше и больше полномочий; гражданское общество - уходить в подполье. Скорость падения экономики при этом, естественно, возрастёт. Всевластие спецслужб с процветающей экономикой сочетается плохо. Конечно, в стране будет падать уровень жизни и расти недовольство, а для его подавления будут все более активно использоваться силовики. Они - в очередной раз - будут требовать себе все больше прав и ресурсов. Отказывать им Кремлю будет все труднее. Власти попадут в своеобразную воронку, которая будет засасывать их все глубже и глубже.
Заканчивают такие режимы обычно не цветными революциями, а дворцовыми переворотами. А осуществляют их как раз те, кто в данный момент поставил крест на публичной позиции главы государства.