
Будущее законопроектов о тотальной QR-кодизации стало главной интригой недели. Это первая тема за долгое время, которую реально обсуждает вся страна. Примут ли в конечном счёте эти законы, и кому было нужно «письмо врачей», «Новой искренности» рассказал политолог, автор канала «Чисто для фиксации» Максим Жаров.
О будущем законопроектов всю неделю поступали разные новости. Так, в среду сперва появилась информация о том, что законопроекты не внесены в календарь рассмотрения вопросов Госдумой (на декабрь). А буквально через пару часов РБК, ссылаясь на источники, бросилось утверждать, что они всё-таки будут рассматриваться в декабре. В чем причина столь противоречивых сигналов?
Во власти нет единства по поводу законопроектов. К тому же, каждая из заинтересованных сторон стремится снять с себя ответственность за принятие столь непопулярного решения. Люди, отвечающие за информационное сопровождение, выбрали тактику «запутывания следов», в результате чего невозможно понять, в какие сроки законопроекты будут «протаскиваться» через Госдуму.
Текущий тайминг (16 декабря — первое чтение, 23-24 декабря ежегодная пресс-конференция президента) подразумевает, что президент вынужден будет взять на себя ответственность за продавливание этих законопроектов. На настоящий момент неизвестно, осознает ли Путин, что законопроекты о QR-кодах имеют «двойное» политическое значение и могут привести к резкому падению его авторитета, сравнимое с пенсионной реформой 2018 года.
На неделе начала появляться информация о том, что кабмин внес закон в Госдуму без согласования со Старой площадью. Сперва эту информацию сообщил нам один из АПшных политтехнологов, а через четыре часа похожий материал появился и на «Медузе». Публикуя свой пост, мы честно сообщили читателям, что до конца не уверены в достоверности полученных сведений – проверить их мы не смогли. На ваш взгляд, мог ли такой значимый пакет законопроектов в принципе быть внесён в Госдуму без согласования со Старой площадью?
Это невозможно. Все резонансные законопроекты, поступающие в Думу, всегда готовятся и визируются в АП и правительстве. Нынешние указания губернаторам по введению тестовых режимов QR-кодов даёт как раз администрация президента, поэтому соответствующие ее чиновники просто не могут быть не в курсе данных законопроектов. Скорее всего, данными вбросами они хотят снять с себя ответственность перед публикой за непопулярное решение. Подобные вбросы были и накануне возвращения в страну Алексея Навального.
Судя по «письму врачей», АП начала борьбу с ЛОМами противников обязательной вакцинации. Почему в рамках этой кампании за скобки не выведены те, кто традиционно является лояльным сторонником власти, вроде вице-спикера Петра Толстого?
«Письмо врачей» — акт политической контрпропаганды одной из элитных групп, направленный на цементирование поддержки подчинённых политических акторов. К агиткампании за вакцинацию это «письмо» имеет разве что косвенное отношение. Попадание в него Пётра Толстого не случайно, и я согласен с прозвучавшим у вас мнением инсайдера, что истинной целью письма является «построение» депутатов от «Единой России» накануне первого чтения. Совсем уж безропотными кнопкодавами даже в ЕР мало кто хочет быть, поэтому недовольных QR-кодами будут воспитывать и такими «письмами».
Что касается борьбы с видными вакциноскептиками, то ее следует рассматривать в рамке выполнения соответствующими подразделениями АП своих KPI по работе с общественным мнением. Поскольку сейчас у руля «цифровое» управление внутренней политикой, то неудивительно, что ключевые решения принимаются не на основе данных социологов, а по данным системы «Инцидент-менеджмент». Ставится задача количественного снижения позитивных оценок и роста негатива в адрес ЛОМов-вакциноскептиков. «Стукачество» на ЛОМов в администрации ключевых соцсетей и производство позитивных откликов о QR-кодах с помощью ботоферм являются живым свидетельством реализации именно такого подхода.