
По данным иракских властей, "Лукойл" направил в Багдад письмо, в котором говорится о решении продать свою долю в проекте "Западная Курна-2", где добывается порядка 9% всей местной нефти. Покупателем выступит неназванный китайский инвестор. За активом Алекперова из региона уйдет и BP, которая разрабатывала одно из крупнейших в мире месторождений Румайла, запасы которого исчислялись 19 млрд баррелей.
Позже министр нефти Ирака Ихсан Абдель Джаббар сказал, что компании должны остаться в стране. Однако обстановка в Ираке действительно не располагает к присутствию там крупных инвесторов. Они вынуждены искать другие рынки из-за рисков, связанных с геополитическими процессами.
Помимо прочего у "Лукойла" в Ираке есть еще проект "Эриду" ("Блок-10"). Это месторождение в момент открытия стало крупнейшим для Ирака за последние 20 лет. Управляет обоими проектами "дочка" Lukoil Mid-East Limited.
Однако Алекперов хотел слиться из Ирака еще давно. Дело в том, что прежние планы "Лукойла" разошлись с действительностью, во многом из-за решения ОПЕК+ и проблем с добычей в регионе. Если на "Западной Курне-2" добывалось 400 тысяч баррелей в сутки с возможностью увеличения объемов в будущем, то теперь "Лукойл" сократил производство до 280 тысяч баррелей.
Кроме того, "Лукойл" просил местные власти поменять условия работы в "Западной Курне-2", а часть разработок на ней выделить в отдельный проект. Дело в том, что на месторождении были обнаружены большие залежи сероводорода, мешающие работам. Но "зеленый" свет так и не был получен.
Любопытно, что нынешнее намерение Алекперова противоречит его заявлениям весной. Тогда глава "Лукойла" считал, что компания сможет нарастить добычу к 2025 году до 800 тысяч баррелей в сутки в Ираке. Однако инвестиции, способные развить проект до ранее озвученных планов, так и не пришли в регион, а ведь Алекперов намеревался вложиться еще и в утилизацию газа там.
Да и сам проект "Западная Курна-2" - многолетний. Соглашение по нему было достигнуто еще в начале 2010 года, срок действия контракта - 25 лет. Первую же нефть удалось добыть только весной 2014 года. Совладельцем проекта с долей 25% выступает иракская госкомпания North Oil Company. @nebrexnya


