Каковы перспективы сегмента строительства и продажи паркингов в ближайшем будущем? Стоит ли ожидать повышения доступности машино-мест для покупателя? Мнения экспертов.
Мнение: Цены на парковочные места в новостройках вряд ли будут снижаться. А вот у спроса на них есть перспективы роста. За последние пять лет ощутимо изменились представления о комфортной среде, дворы новостроек, которые возводятся сегодня, уже в разы комфортнее и интереснее, чем дворы жилых комплексов, сданных всего пару лет назад.
Одна из тенденций современного жилого девелопмента — дворы без машин. И покупатели постепенно привыкают к такой организации внутриквартального пространства, это становится нормой. При этом автомобили в любом случае нужно где-то хранить, а значит потребность в покупке паркинга будет лучше осознаваться потребителем. К нам уже пришла культура комфортного жилья, вслед за ней должна прийти и культура комфортной жизни, когда до машины не нужно идти через два квартала, а достаточно спуститься на лифте в теплый охраняемый паркинг.
Мнение: Перспективы во многом зависят от законодательной базы. Если появится правило, что владелец машины должен иметь обязательное машино-место, иначе, например, машину не оформить, то покупать или легально арендовать станут больше. Если просто обязать застройщиков возводить больше паркингов, то эти этажерки всё равно будут стоять полупустыми, как это происходит сейчас, особенно в сегменте массового жилья. Часто складывается парадоксальная ситуация: все тротуары и газоны заставлены машинами, а паркинги стоят полупустые.
Какова динамика продажи машино-мест на этапе строительства жилого комплекса? Удается ли распродать данный товар к моменту окончания строительства?Мнение: При условии адекватных цен, и их плавном повышении на этапе старта продаж распродается 15-20% машино-мест, остальной объем плавно реализуется в течение цикла проекта. Если цены выше средних, то реализация всего пула машино-места происходит на этапе строительства и еще в течение 2-3 лет после сдачи дома.
Мнение: На начальном этапе строительства только очень опытные или прозорливые покупатели задумываются о приобретении машино-места. Потом же, когда дом заселяется, интерес покупателей возрастает, так как проблема с парковкой становится актуальной. Однако в некоторых проектах, уже давно сданных и заселённых, паркинги часто остаются не до конца распроданными, несмотря на большое количество машин. Если застройка вокруг не плотная, есть какие-то пустыри, не ограждённые газоны, то они немедленно становятся стихийными парковками.
Для справки: есть некоторая условная формула, что стоимость машино-места должна составлять около 10% от стоимости квартиры. Конечно, иногда это соотношение колеблется в ту или иную сторону в зависимости от дополнительных факторов.
Себестоимость строительства подземного паркинга растёт по мере углубления и складывается из проектирования, геологических изысканий, земляных работ, возможного переноса уже существующих коммуникаций, установок надёжных систем вентиляции и пожаротушения. На верхнем уровне паркинга этот показатель выше себестоимости возведения наземной стоянки на 10-12%, на следующем уровне – на 25%, а строительство третьего уровня под землёй будет дороже наземного уже на 45%.
Подземные паркинги строить очень дорого, а продавать сложно. Поэтому их стоимость максимально приближена к цене квадратного метра жилой недвижимости.
Говорить о прибыли от продажи подземных машино-мест не приходится, особенно в условиях сокращения реальных доходов населения. Но как атрибут комфортной жизни они становятся эффективным маркетинговым инструментом при реализации жилой недвижимости.
Подпишитесь на
@dwellercity