Технический отдел команды Навального
отреагировал на новость о
серьёзной уязвимости в системе "Умного голосования".
Из-за ошибки в конфиге Kubernetes во внешней сети была доступна панель мониторинга инфраструктуры с массой технической информации, включая логи с email-адресами и файлы с ключами и данными авторизации для множества различных сервисов ФБК. Почему сама панель не требовала авторизации — отдельный вопрос, который обошли стороной в обоих постах, но обсудили
в комментариях.
Информация об этой дыре в системе безопасности вызвала, конечно, сильные эмоции — налицо невнимательность и безответственность, которые могли привести к фатальным последствиям. Хорошая новость состоит в том, что, по всей видимости, не привели, а теперь уже не приведут — уязвимость была устранена задолго до публикации, а все пароли и ключи заменены. Ещё одна хорошая новость — качественное улучшение уровня обратной связи от ФБК.
Я намеренно не стал писать об обнаруженной уязвимости сразу, а решил дождаться ответа, потому что а таких ситуациях важнее всего именно реакция: как команда сама смотрит на проблему и какие выводы она сделала. Так вот, реакция оказалась очень достойной. Специально для неё техотдел команды Навального завёл аккаунт на Хабре, где и был опубликован исходный пост. В ответе описаны причины возникновения ошибки, шаги по её устранению и меры, предпринятые для минимизации подобных рисков в будущем. Отдельно стоит обратить внимание на риторику, ранее нетипичную, скажем прямо, для ФБК: "
Инфраструктурные работы, из-за которых эта проблема возникла, проводились в связи с последней атакой на нас с использованием ключа Mailgun, который по нашей оплошности оставался у бывшего сотрудника, менеджера рассылок. <...> Понимаем, что после допущенных нами ошибок доверие к нашей технической команде резко упало. Мы признаем ошибку с публичной доступностью внутреннего сервиса. Мы установили ее причины и исправили ее, предприняли технические и организационные меры, чтобы устранить целые классы возможных проблем безопасности. Мы очень надеемся на вашу поддержку и постараемся заслужить ваше доверие вновь."по нашей оплошности оставался у бывшего сотрудника, менеджера рассылок. <...> Понимаем, что после
допущенных нами ошибок доверие к нашей технической команде резко упало. Мы
признаем ошибку с публичной доступностью внутреннего сервиса. Мы установили ее причины и исправили ее, предприняли технические и организационные меры, чтобы устранить целые классы возможных проблем безопасности. Мы очень надеемся на вашу поддержку и
постараемся заслужить ваше доверие вновь."
Команда Навального продемонстрировала умение публично признавать ошибки и извлекать из них опыт — очень ценное и редкое качество, особенно для крупной политикой организации.
votesmart.appspot.com