Разрыв налогового соглашения между Россией и Кипром - угроза двойного налогообложения и рост ставок. На данный момент переговоры об изменении налогового соглашения межд странами зашли в тупик, более того соглашение и вовсе может быть расторгнуто.
Работавшие десятилетиями схемы перестали устраивать российские власти. Путин потребовал повысить ставки в налоговых соглашениях до 15% или расторгнуть их. Кипрский минфин пока не согласился на пересмотр соглашения, а предложил сохранить ставки, но ужесточить контроль за иностранными структурами российского бизнеса.
Машина уже запущена, предложение РФ на рассмотрении, обратной дороги нет, и если до осени не будет взаимного согласия, то Россия будет вынуждена инициировать принятие законов по денонсации соглашения.
Разрыв соглашения грозит еще большим ростом налоговых издержек, чем его пересмотр. Резко увеличится нагрузка на выплачиваемые на Кипр роялти. Повышать в соглашении ставки налогов с роялти не предлагалось, а вот без соглашения они составят 20%. Пострадают собственники патентов и товарных знаков, которые сейчас передают их по лицензионным договорам. Сильно пострадает и бизнес, финансирование которого шло через Кипр, поскольку при разрыве соглашения налоги с процентов по займам вырастут до 20%, а не до 15%.
Для части компаний и людей разрыв соглашения обернется двойным налогообложением. В таком случае с процентов и роялти помимо российского налога придется заплатить на Кипре еще налог по ставке 12,5%, а вот с дивидендов налог на Кипре не будет выплачиваться. Россиянам, которые перевели деньги кипрским брокерским компаниям, при получении дохода, платить налог с него не придется. Могут пострадать налоговые резиденты России, которые получают зарплату на Кипре или владеют недвижимостью на Кипре – при ее продаже придется заплатить налог в обеих странах.
Отсутствие соглашения с Кипром может привести к включению страны в черные списки российских Минфина и Федеральной налоговой службы. Например, если в качестве ответной меры Кипр перестанет делиться с Россией налоговой информацией.
Бизнес начал думать, как сохранить льготы при выплате дивидендов, сразу после заявления Путина. Одним из вариантов было применение «сквозного» подхода. Для этого иностранная структура должна заявить, что фактическим получателем дохода дивидендов является не она, а другое лицо, например российская компания. И тогда можно применять российские ставки ‒ например, 13% НДФЛ или 0% с дивидендов (Минфин уже подготовил поправки, лишающие компании возможности, примерять эту льготу при сквозном подходе). У бизнеса остается не так много вариантов – искать альтернативные юрисдикции, например Нидерланды или Швейцарию, переводить иностранные структуры в Россию, в том числе в специальные административные районы.
Соглашения с наиболее популярными юрисдикциями могут быть тоже пересмотрены или расторгнуты - на очереди Мальта и Люксембург - если они не согласятся на предложенные изменения.
@BlackAudit