Я заметил, что многие путаются в utf8 сильно и получают wide character или кракозябры (двойной энкод etc). Хотя тема на самом деле дико простая.
Все что нужно знать:
1) у перла строка может представлять 2 сущности - byte stream и string. is_utf8 говорит какой из режимов включен. В режиме строки просто некоторые функции (substr, lenght И так далее) меняют свой behaviour с побайтового на посимвольный, что занимает дополнительное процессорное время естественно, потому что в пасяти все равно utf8.
2) внутренее представление не изменяется никак при переходе из одного режима в другой. decode_utf8 не делает нихрена кроме как проверяет что там нет инвалидных последовательностей utf8 и переключает режим.
3) чтобы не запутаться где какой режим, простое правило - все что приходит извне (чтение из сокета, файла, stdin, ...) - всегда байтовое. Соответсвенно все что туда отправляется должно быть тоже (иначе будет wide character, однако изза совпадения внутреннего прдставления, все будет работать).
4) еще простое правило - функция is_utf8 за крайне редкими исключениями не должна использоваться. Вы всегда должны знать где у вас байты а где символы. Для этого как правило сразу на входе декодят и в приложении используются символы (кроме случая когда данные бинарные должны быть), и энкодятся в самом конце перед записью в канал.
5) некоторые библиотеки избавляют вас от необходимости энкодить и декодить. Например json::xs::decode_json() ожидает от вас бинарный поток и порождает структуру с символами. А на encode ожидает символы и порождает байты. Обычно это интуитивно логично и ожидаемо.
В случаи работы через обьект JSON::XS->new->utf8->
Метод utf8 как раз заставляет его порождать на декод и ожидать на энкод символы. Если его не писать то в структуре которую вернет декод будут тоже байты (лучше так не делать, только если точно уверены что там только инглиш). Но на вход декод и выход энкод всегда байты, это не меняется, иначе бессмыслица.
Еще например template toolkit аналогично, считывает с диска байты, декодит в символы, ожидает от вас переменные в символах, рендерит и энкодит в байты итоговый результат.
ППКС. Надо бы это в виде FAQ где-то оформить, что бы посылать людей изучать.