Очень интересную статистику выкатил на днях институт Роберта Коха (RKI, немецкий аналог Росздравнадзора, но с куда более широкими исследовательскими функциями). Это статистика мест, где происходили не просто заражения, но вспышки – то есть из одного источника инфекцию цепляли сразу несколько человек. График дан по календарным неделям: 10 неделя – это начало марта, 20 – первая неделя мая, 25 – середина июня, 30 – середина июля, 40 – начало октября. Как видим, самый большой вклад дают домохозяйства и прочие места совместного проживания, а также работа – офисы, заводы итд, где граждане проводят минимум восемь часов в тесном общении.
Обратите внимание, что в время карантина – хотя в Германии он был относительно мягким, но все же был – вклад рабочих мест был заметно ниже. Интересно, что школы и больницы порождают сейчас совсем немного вспышек – вероятно потому, что в них относительно неплохо соблюдаются меры безопасности. В первые месяц эпидемии больницы давали куда большую долю. Общественный транспорт в общей картине вспышек почти незначим – но в Германии, надо сказать, все в нем дисциплинировано носят маски и по возможности соблюдают дистанцию. А вот то, что обозначено как досуг – довольно существенный источник заражений. Под этим термином подразумеваются, главным образом, походы в гости или в бар.
Плохо то, что эти отслеженные вспышки – только четверть от всех зарегистрированных случаев. Три четверти возникают как бы ниоткуда – то есть это любо парные заражения (Вася заразил Петю), либо вообще одинарные (Петя подцепил вирус непонятно как). И в обоих этих случаях мы зачастую не понимаем, откуда исходно взялась инфекция. И это очень плохо, так как, не зная источника, невозможно его заблокировать.
Этот график показывает, насколько важно отслеживать контакты – такая практика дает нам знания о самых опасных местах, где, возможно, нужно ужесточать меры. Но заодно мы видим и места, где меры оказались успешными и нет смысла дальше выкручивать их. Но отслеживание контактов в западных странах конкретно проседает. В отличие от Южной Кореи, где чиновники от здравоохранения плюют на персональные данные, здесь такое невозможно, и прослеживание через телефон не работает. Трекинговые приложения народ тоже устанавливает неохотно, а на бумажках, которые нужно заполнять в ресторанах, особо талантливые граждане пишут всякую ерунду. Результат – расползание вируса. Это очень плохо, так как при диффузном распространении таргетные меры уже неэффективны, и, если цифры новых случаев будут расти такими темпами, придется вновь вводить подобие локдауна.