
Регулятор уже несколько лет продавливает идею создания единой системы оценивания клиентов с точки зрения рисков. Платформа будет называться «Знай своего клиента» (ЗСК).
По оригинальной задумке, ЦБ должен давать оценку и разделять клиентов на три категории: красную, желтую и зелёную, в зависимости от предполагаемых рисков. Причём, система задумывалась не просто как реестр качества клиентов – банки обязаны были бы выполнять предписания, например, блокировать средства клиентов из красной зоны или изымать замороженные средств в бюджет.
Документ доработали, убрали распределение по цвету, оставив уровни риска (высокий, средний, низкий). Обязательный отказ в проведении операций для «плохих» клиентов также был исключён из предписаний.
Но рынку идея по-прежнему не нравится. Банки против того, чтобы их наделяли обязанностями силовых структур и заставляли заниматься наказанием клиентов: закрывать счета и не возвращать остатки средств.
Кроме того, сектор против непосредственного участия регулятора в оценке клиентов. Банк России должен оставаться надзорным органом, считают игроки. Мнение ЦБ может доминировать над собственной оценкой банков, а это противоречит рекомендациям FATF. Возникнет конфликт интересов, но если клиент обратиться в суд, отдуваться в любом случае будут банки, а не регулятор.
В ЦБ проблемы не видят и настаивают на том, что ЗСК — всего лишь дополнительный информационный ресурс, в помощь банкам. Обсуждения антиотмывочного «светофора» будут продолжены.