Силуанов
особо и не скрывает, что без банков никому бы российский госдолг не был бы нужен. При этом Минфин вообще договорился с банками о покупке ими облигаций со сроком более 10 лет при увеличении процентной ставки.
«Мы финансируем расходы путем заимствований. Мы говорили с кредитными организациями: увеличили процентную ставку и они согласились. За это мы занимаем на срок более 10 лет»
Поэтому и получаются рекорды в октябре – размещение ОФЗ на сумму 1,5 трлн рублей, и уже можно не переживать за квартальный план. Добавим к этому
серьезный рост депозитов юрлиц на счетах банков, и тут в привлечении ими средств помогло Федеральное казначейство. То есть, помимо пирамиды госдолга за счет операций репо с помощью ЦБ у нас есть еще один госсхематоз: Минфин привлекает средства банка за счет размещения ОФЗ, а затем эти средства оседают на счетах этих же банков.
Гордиться тут особо нечем. Да, в сложившихся условиях Минфин действует эффективно и правильно, у него и вариантов нет, но самый главный вопрос – сколько всё это будет длиться? Бесконечно наращивать долг так активно нельзя, хотя его уровень сейчас, конечно, не вызывает никаких опасений.
Как мы уже писали,
все это порочный круг: рублевая ликвидность уходит на покупку ОФЗ, ЦБ использует печатный станок и выкупает ОФЗ у банков на свой баланс, а затем схема повторяется. И вроде бы все в рамках текущих мировых практик, и риски минимальны, но пирамида остается пирамидой.
Госдолг растет очень стремительно. Уже в 2021 г. он должен достигнуть 20,3% ВВП (23,5 трлн рублей). И это немного, если сравнивать с другими странами, но все же разительно отличается от 2008 г., когда госдолг составлял всего 6,5% ВВП, или даже от 2019 г. – по итогам прошлого года он находился на уровне 12,3% ВВП. ФНБ тратят не хотят, хотя там объем резервов приближается к 14 трлн рублей, экономят, видимо, на черный-черный день.