Юдаева и Заботкин глаголят на международном банковском форуме «Казначейство-2020». Из главного:
🔸Динамика роста ВВП по итогам года может превзойти июльские ожидания ЦБ (в июле прогноз падения был на уровне 4,5—5,5%);
🔸Инфляция замедлится в IV квартале и будет держаться вблизи цели в 4% в 2021 году;
🔸Если инфляция долго будет отклоняться от цели, возможно дальнейшее снижение ключевой ставки;
🔸В худшем случае рост ВВП в 2021 году может оказаться на околонулевом уровне, а инфляция к концу года возрасти до 5,5—6,5%;
🔸Доля нерезидентов в ОФЗ снизилась и составляет примерно 28%: ЦБ считает, что рынку хватает спроса со стороны российских инвесторов
🔸Российские банки в последние месяцы наращивают кредитование в валюте (+ 4,6 млрд долларов за июль-август), ситуация с валютной ликвидностью на рынке остается благоприятной.
🔸Пик реструктуризаций кредитов на фоне пандемии пройден, обращений от физлиц и крупных компаний стало втрое меньше, МСП обращаются за рефинансированием реже в 14 раз. При этом, Юдаева отметила, что «
часть этих реструктуризаций связана со снижением ставок по кредитам, а не с ухудшением финансового положения заемщиков». (Видимо, поэтому почти никому ничего не рефинансировали, ведь ухудшения «не было»).
Но все это меркнет на фоне вчерашнего выпуска
«О чем говорят тренды». В нем ЦБ прямо говорит, что нынешняя мягкая денежно-кредитная политика разгоняет экономику и потребительскую активность, поэтому именно потребительский спрос ведет к смещению баланса в сторону проинфляционных рисков. И это просто невероятное лукавство, которое в будущем явно обернется попыткой ограничения потребительского спроса.
Именно на это ЦБ и намекает. Почему-то аналитики с Неглинной уверены в сохранении темпов восстановления спроса, хотя никаких оснований для этого нет. Более того, влияние на инфляцию этого фактора явно преувеличено. Как уже неоднократно отмечали, руководство ЦБ готово ради удовлетворения своих амбиций и сохранения теплых мест загнать под плинтус любые факторы, хотя бы намекающие на изменение привычной картины мира. Отскок на фоне отложенного спроса – это явно временный фактор, но в Банке России делают вид, что этого не замечают, также как проблемы с доходами населения. Набиуллина сотоварищи никак не могут повлиять на санкции, например, или на другие проинфляционные и дезинфляционные факторы, а вот на спрос – могут. Поэтому решительно гнобят его, чтобы ничего не мешало наслаждаться положением местных царьков. Что там будет с российской экономикой – это их не касается.
Ведь самая важная цель – сохранить инфляцию вблизи таргета. Как это будет делать ЦБ в будущем, когда начнется бюджетная консолидация, а внешних проинфляционных факторов не будет, остается большим вопросом. На него, кажется, еще не придумали ответ в самом ЦБ. Времени еще много, успеют сочинить очередной гениальный пассаж, а озвучить его должна непременно Юдаева.
Как справедливо
отмечают коллеги, нормальные центробанки в подобных условиях стимулируют инвестиционные процессы и пытаются добиться роста предпринимательской активности, но наш ЦБ не ищет легких путей. Низкие ставки по кредитам немного смягчат последствия странной регулятора, но глупо надеяться на то, что население без денег сможет взять необходимый объем кредитов, даже если захочет. Ведь ЦБ сам сделал такое невозможным!
Все это ведет нас к тому, что ЦБ пострается максимально затянуть процесс дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики. Понятно, что Набиуллиной и ее зампредов своё видение процессов и экономики, но они его никак нормально не объясняют, поэтому все чаще можно встретить рассуждения о том, что руководство Банка России пора сменить, а также о том, что нынешняя политика ЦБ вредит российской экономике, загоняет ее в угол, делает еще более хрупкой.