Ситуация с нацпроектами становится все интереснее и интереснее. Новая «фишка» оказалась настолько мутной историей, что базировать на ней будущий экономический рост невозможно. Но, если за провал идеи с нацпроектами кто-то и ответит, то серьезных изменений вряд ли есть смысл ждать.
Коллеги пишут, что по нацпроектам готовят сразу два отчета для президента. И если с отчетом правительства все понятно, там будет позитив и радужные платы, то вот отчет АП должен показать и ложные данные, и формализм, и даже будет содержать в себе возможные кадровые взыскания. Так что у вице-премьеров, министром и заместителей министров будут очень нервные майские праздники. Кому-то пора запасаться валерьянкой и корвалолом.
12 национальных проектов, на которые пока даже не распределили деньги на 2019 г., имеют минимальное значение для экономики, сигналов об этом все больше и больше. И возникает вопрос: Для чего тратить почти 26 трлн рублей, если
экономика этого почти не почувствует? Фактически, только инфраструктурный план мог бы действительно позволить увеличить темпы роста за счет масштабных строек, но у нас и такого количества инфраструктурных проектов нет, их просто не придумали, не говоря об утверждении и финансировании. Да и в случае с инфраструктурой возможность «запуска» экономики, а не разового рывка, весьма сомнительна. Несмотря на всю браваду и помпу, с которыми нацпроекты представляли, с которыми о них говорят в правительстве, даже формальные механизмы не работают. В регионах же вообще не понимают, как им выполнять задачи в рамках нацпроектов, так как от них требуют конкретные цифры (реальность и обоснованность которых – это вообще предмет отдельной и масштабной дискуссии), а денег на это не дают. То есть деньги то выделены, но распределить их не могут.
Счетная палата разнесла в пух и прах реализацию майских указов 2012 года, и со второго квартала Кудрин начнет пристально следить за всеми нацпроектами.
Очень похоже на то, что провал нацпроектов уже на начальном этапе обернется кадровыми решениями. И это было бы весьма неплохо, потому что уже давно чиновники должны нести персональную ответственность за свои нереальные позитивные прогнозы, обещания, которые никогда не будут исполнены, не говоря уже об откровенном искажении данных. Их, конечно, никто не накажет, но может хоть припугнут? Тут, конечно, следует понимать, что жесткие выводы и атаки на нацпроекты являются прямым следствием борьбы между группами политической элиты, но лучше уж пусть так.
Проблема еще в том, что никто не откажется от концепции нацпроектов, это имиджевая штука, которую будут вертеть по-разному, будут бесконечно корректировать и менять, но вряд ли чего-либо добьются. Никто не решится признать то, что не работают попытки заставить экономику расти за счет вливания бабла из бюджета таким способом. Власти годами забивали на потребительский и инвестиционный спрос, утверждая, что в нашей экономической модели это ненужные факторы, что наша модель работает иначе, а рецепт роста за счет расходов бюджета работает, поэтому и менять его не надо. Ну и получили закономерный результат. Как работать иначе в правительстве не понимают и не хотят понимать, поэтому никаких изменений не будет, сейчас сам Медведев, вице-премьеры, министры и т.п. будут делать все, чтобы проблему отложить на несколько лет, чтобы ее пришлось решать кому-то другому. Отчет АП, доклад СП и все остальное – это просто возможность, которую элиты используют в борьбе за власть, а вот на экономические перспективы в этой игре с высокими ставками всем, по большому счету, просто наплевать. Какие перспективы, если девизом многих стало «сорвать куш и свалить»? Причем это никто особо не скрывает, и уже даже не пытаются оправдываться за дворцы и прочие активы за рубежом. Во времена, когда даже немногие оставшиеся настоящие патриоты поглядывают в сторону запасных аэродромов, сложно ожидать чего-то иного.