Специальный корреспондент «Медузы» Константин Бенюмов рассказывает о своем тексте про события Пражской весны и то, как они изменили жизнь Чехии и отношения между двумя странами:
Вторжение советских войск в Чехословакию в 1968 году — событие довольно однозначное, в современной истории таких немного. Гигантская страна отправляет 500-тысячную армию на подавление не вооруженного восстания или переворота, а попытки сделать социалистический режим немного более эффективным и немного более гуманным.
Поэтому для меня самым интересным было даже не столько послушать рассказы очевидцев о танках на улицах Праги, сколько понять, какими были последствия травмы 1968-го, и ощущаются ли они до сих пор.
Само вторжение для очень многих в Чехии стало героическим эпизодом сопротивления; люди помнят, как сообща — и без оружия — пытались бороться с заведомо непобедимым монстром, как сплотились в этой борьбе, как чувствовали свою правоту и свободу.
Куда более трагическими для чешского общества оказались последующие 20 лет — эпоха так называемой «нормализации», когда реформы были свернуты, их идеологи эмигрировали или подверглись репрессиям, в стране оставались советские войска, а спецслужбы развязали тотальную охоту на инакомыслящих.
Ветераны Пражской весны говорят о «моральном упадке» — когда люди, еще недавно верившие в возможность реформ, теперь подписывали доносы, голосовали на съездах, безропотно принимали новую реальность, установившуюся после того, как советские танки уехали с улиц.
В 89-м году, когда социализм в Чехословакии свергли, вчерашние диссиденты пришли к власти — и в разговорах с ними до сих пор ощущается, что всех прочих чехов, кто не отважился бороться с режимом и согласился пассивно его поддерживать (таких было очень много; вплоть до 1989 года чехословацкая коммунистическая партия была самой многочисленной среди стран соцлагеря), они считали недостойными этой обретенной свободы.
Этот раскол прослеживается до сих пор — сегодня Чехия поделена между демократами-наследниками Пражской весны и теми, для кого события 1989 года стали не победой, а поражением. Последние оказались сегодня у власти: коммунисты поддерживают чешского премьера, которого обвиняют в работе на госбезопасность, а президент считается самым заметным союзником Владимира Путина в ЕС.
Отношение к России — еще один принципиальный водораздел. Для поколения 68-го, помнившего, как Красная армия освобождала Чехословакию от нацистов, появление советских танков на улицах городов стало своего рода шоком. Люди, с которыми я беседовал, знали русский — но признавались, что за последние 50 лет ни слова по-русски не произнесли.
https://mdza.io/m_YNgGXT0G0