Начался второй за год саммит Путин-Байден.
Первый прошел очно, в швейцарской Женеве, и закончился в целом позитивно, особенно на фоне неудачных высказываний Байдена в адрес российского президента в самом начале года.
Второй саммит уже в формате онлайн, но, как и первый, спровоцирован обострением ситуации вокруг конфликта на Украине. Что весной, что сейчас информационное пространство переполнено сообщениями о том, что Россия и Украина стягивают войска к границам. За украинские никто, особо не волнуются, основное беспокойство у мирового сообщества вызывает концентрация российской армии, хотя никаких доказательств предоставлено не было, все зафиксированные продвижения сил и средств осуществляются в 200-250 км от границы, а вот на Донбассе ВСУ перестало соблюдать любые договорённости уже откровенно долбит тяжелой артиллерией, запрещенной на линии разграничения Минскими соглашениями.
В общем, есть о чем поговорить лидерам двух крупнейших военных держав. Для нас, кажется очевидным, что ключевой вопрос будет вертеться как раз вокруг соглашения «Минск-2». Киев подписал его почти 7 лет назад, под угрозой военного поражения, и под давлением стран ЕС. Соглашения, и все разъяснения к нему, четко прописывали порядок восстановления мира на Донбассе:
1. Изменения в конституцию Украины, которые закрепляют особый статус ЛНР и ДНР.
2. Выборы в местные органы власти, которые должны быть признаны Украиной.
3. Передача границы под контроль Украины.
За 7 лет не сделано ничего, сначала официальный Киев хотел поменять порядок выполнения пунктов, что было неприемлемо для Л/ДНР, потом вообще заявил, что соглашения не соответствуют украинским национальным интересам, надо все пересматривать.
Обаму и Трампа такое положение вещей в целом устраивало: Минск-2 подписан под гарантии Франции и Германии – пускай они и добиваются исполнения, а из Вашингтона в Киев будут слаться недвусмысленные сигналы о том, что ничего выполнять не надо. Тем самым достигалось несколько целей, как поддержание тлеющего конфликта у границ России, так демонстрация бессильности внешней политики ЕС.
Надежда была на то, что сменивший Порошенко Зеленский окажется более договороспособным, но она не оправдалась. По большому счету Путин уже напрямую договаривается с заокеанским хозяином, перестав делать вид, что Украина сколь-нибудь самостоятельно государство, а Франция и Германия имеют на нее хоть какое-нибудь влияние.
В Женеве это вроде как проговорили, что Байден надавит на Зеленского. Надавил или нет – непонятно, но подвижек нет никаких, только продолжение эскалации. В принципе из Москвы уже сделаны недвусмысленные ходы по политической и экономической интеграции Донбасса. Видимо, текущий разговор он про самые последние сроки выполнения Минск-2: либо Киев начинает исполнять договоренности, которые уже в школу должны пойти, либо Донбасс начинают уже по-взрослому присоединять к России.